Ссылки для упрощенного доступа

В Бухаресте прошла встреча в верхах стран Черноморского бассейна


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ефим Фиштейн.



Андрей Шароградский : В Бухаресте на этой неделе проходила весьма представительная встреча в верхах стран Черноморского бассейна. Единственная черноморская держава, которая отсутствовала на саммите, - это Россия. Тему продолжает мой коллега Ефим Фиштейн.



Ефим Фиштейн : Черноморский бассейн - это котел, до краев переполненный застарелыми очагами напряженности и конфликтами новейшего времени. Под эгидой бельгийского дипломата Карела де Гухта, нынешнего председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, на бухарестском саммите состоялся целый ряд непростых переговоров под таким замороженным конфликтом как, например, карабахский.


Чего ждала принимающая сторона, Румыния, от этого форума? С таким вопросом я обратился к бухарестскому историку доктору Арманду Гошу.



Армад Гошу : Черноморский форум, который состоялся вчера в Бухаресте по инициативе президента Румынии Траяну Басеску, является первым шагом по пути реализации новой внешней политики Румынии в регионе Черного моря. Сама идея черноморского форума была озвучена президентом Басеску год назад в Киеве после встречи с Виктором Ющенко.


Черноморский форум - это, прежде всего, попытка найти общие черты, которые объединяют страны и народы региона, попытка найти общие проекты для развития региона. Инициатива президента Румынии была встречена с интересом не только в регионе Черного моря, Закавказья, но и в Лондоне, Брюсселе и Вашингтоне. Только Россия реагировала отрицательно на проект президента Басеску. Украина, Грузия, Армения, Молдова были представлены на высшем уровне президентами этих бывших советских республик. А из Турции, Болгарии приезд жали видные члены правительств.


До последнего дня были надежды, что Россия будет представлена на этом форуме. Сам президент Басеску несколько раз говорил о том, что ничего серьезного невозможно строить без участия России. На форуме Россия была представлена всего лишь послом в качестве обозревателя, а не полномочным представителем.


Румынские газеты пытаются объяснить отказ России от участия в черноморском форуме присутствием американских военных баз в Румынии.



Ефим Фиштейн : Румынский историк, доктор Арманд Гошу сожалеет о том, что Россия была представлена на форуме на таком нижайшем уровне. Но чем же все-таки объяснить отсутствие интереса к Черноморью, за выход к которому когда-то умирали российские воины? Вопрос, разумеется, уже не к румыну, а к политологу Федору Лукьянову, главному редактору журнала "Россия в глобальной политике".



Федор Лукьянов : В целом Россия сегодня, скажем так, весьма привередлива в выборе своих внешнеполитических партнеров, поскольку исходит из того, что в нынешней международной ситуации она, Россия, нужна другим больше, чем другие нужны ей.


Вторая причина более конкретная - это отношение к целому ряду стран, которые собрались на эту встречу. Само по себе объединение черноморских государств вряд ли в России вызывает какие-то неприятные чувства или какую-то антипатию. Россия участвовала в подобного рода мероприятия раньше. Однако сейчас вокруг черноморского бассейна и, скажем так, по периметру российской территории формируется довольно много различных организаций, в центре которых, как полагают в Москве, стоят страны, заинтересованные в создании своего рода санитарного кордона вокруг России, в конечном итоге, в поиске альтернативных российским источников энергоснабжения. К таким странам, которые расцениваются как недружественные, конечно, относятся Украина, Грузия, Молдавия, Румыния, как заинтересованная в судьбе Молдавии. В конечном итоге, Россия считает, что освещать своим присутствием встречи, на которых российская позиция не будет лидировать, просто не имеет смысла.



Ефим Фиштейн : Но разве это разумно и рационально не попытаться использовать удобную международную площадку для презентации и продвижения собственных российских интересов по таким жгучим вопросам, как урегулирование замороженных конфликтов в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии? Мнение Федора Лукьянова.



Федор Лукьянов : Едва ли это так уж разумно. В принципе, использовать следовало бы любую площадку. Здесь, конечно, имеет место некое такое психологическое отторжение, связанное с фоном отношений, который сложился за последние 2-3 года. Одновременно Россия в рамках своего нынешнего самоощущения, как страны очень влиятельной, исходит из того, что без ее участия решить тамошние конфликты все равно невозможно, а участвовать в реализации или даже обсуждении схем, предложенных кем-то извне, вроде как ненужно. Потому что это все равно не будет работать. Это некоторое неуважение российских возможностей, российского статуса.


В принципе, проблема замороженных конфликтов или непризнанных государств, конечно, крайне сложная. Тут оба подхода недееспособны, как попытка России сохранить статус-кво, так и стремление стран, имеющих к этому отношение (Молдавии или Грузии), решить этот вопрос в обход России. И то, и другое невозможно. Поэтому возможны ли какие-то компромиссы, пока не похоже. Россия не считает необходимым на них идти. Она считает свои позиции очень сильными.


Другое дело, что время идет. С неизбежностью эти конфликты интернационализируются. Прежде всего, это, конечно, касается Приднестровья. Со следующего года, скорее всего, Румыния станет членов Евросоюза. Разрешение приднестровской проблемы волей-неволей окажется в верхней части повестки дня Евросоюза. Никуда России от этого не деться.



Ефим Фиштейн : Таков обстоятельный ответ главного редактора московского издания "Россия в глобальной политике" Федора Лукьянова.




XS
SM
MD
LG