Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

В Омске проходит фестиваль «Панорама музыкальных театров России»


Программу ведет Олег Вахрушев. В программе принимают участие - Игорь Лейфель, заместитель директора Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии, и Юрий Александров, президент Ассоциации музыкальных театров России, художественный руководитель и директор театра «Санктъ-Петербургъ Опера».



Олег Вахрушев: В эти дни в Омске проходит фестиваль «Панорама музыкальных театров России». Он проводится Ассоциацией музыкальных театров России под патронатом губернатора области. Идея организации фестиваля зародилась еще в 2001 году во время совещания директоров музыкальных театров в Омске. До конца июня на сценических площадках города свои работы покажут не только российские театры, но и итальянский театр «Arena di Verona», Большой театр, Театр оперы и балета из Астаны.


Рассказывает журналист Омской телерадиокомпании «Антенна-7» Вячеслав Суриков.



Вячеслав Суриков: Первый Международный фестиваль музыкальных театров будет проходить в Омске 20 дней. Его идея давно витала в воздухе. Но свое окончательное оформление она получила в прошлом году у режиссера Юрия Александрова и директора Омского музыкального театра Бориса Ротберга. Финансовую и организационную поддержку им пообещал омский губернатор Леонид Полежаев. В результате омичи в этом году вслед за майским фестивалем «Золотая маска», где у них была возможность познакомиться с лучшими представителями искусства театра драматического, получили доступ к выступлениям ведущих артистов театра музыкального. По словам министра культуры Омской области Владимира Радула, все затраты на фестиваль оправданы.



Владимир Радул: Мы не можем уже себе позволить пригласить какой попало театр сюда. Это уже не востребовано омичами, потому что сформировалась очень правильная привычка, хорошая привычка привозить все лучшее в Омск.



Вячеслав Суриков: В Омске обошлись без поддержки федерального Министерства культуры. Но, по словам директора Омского музыкального театра Бориса Ротберга, это не сказалось на масштабности организационных усилий.



Борис Ротберг: Итальянцев приезжает 150 человек. Большой театр, который никогда не был в Омске, привозит 150 человек. Театр Вишневской, Центр оперного пения, который вообще никогда не выезжал из Москвы и впервые выезжает из Москвы, и именно в Омск. Потому что Вишневская сказала мне: «Ну, так, как в Омске принимает зритель, так, как радушно относятся к искусству в Омской области, нигде не относятся. И они привозят почти 100 человек.



Вячеслав Суриков: Балетная труппа Большого театра в Омске дважды покажет балет Адана «Жизель». Организаторы рассчитывают на то, что он станет эффектным финальным аккордом «Панорамы музыкальных театров России». Награды на фестивале не предусмотрены. Одна из идей фестиваля заключается в том, чтобы понять, чем живет современный музыкальный театр.



Владимир Радул: Главная цель фестиваля связана с развитием музыкально-театрального искусства, связана с расширением культурно-информационного пространства и, естественно, с укреплением межрегиональных культурных связей.



Вячеслав Суриков: Организаторы надеются на то, что в будущем проведение фестиваля станет регулярным. Но совсем не обязательно, что в следующий раз он состоится в Омске. Возможно, что фестиваль будет перемещаться каждый год из одного города в другой.



Олег Вахрушев: О развитии музыкально-театрального искусства в регионах мы и будем сегодня говорить с экспертами в Омске и Екатеринбурге.


В Екатеринбургской студии Радио Свобода я приветствую заместителя директора Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии и заслуженного работника культуры России Игоря Лейфеля.


Здравствуйте, Игорь Яковлевич.



Игорь Лейфель: Доброе утро.



Олег Вахрушев: На телефонной связи с нами из студии Омской телерадиокомпании «Антенна-7» - президент Ассоциации музыкальных театров России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, художественный руководитель и директор театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров.


Здравствуйте, Юрий Исаакович.



Юрий Александров: Доброе утро.



Олег Вахрушев: Итак, фестиваль музыкальных театров – событие, на мой взгляд, значимое, поскольку о фестивалях драматических театров мы слышим постоянно. Они на слуху, они пользуются популярностью. А вот насчет музыкальных театров и фестивалей, когда происходит общение не только со зрителем различных театров, но происходит и общение друг с другом, это явление, на мой взгляд, в России редкое. И вы собираетесь не часто. Я правильно все понимаю, Игорь Яковлевич?



Игорь Лейфель: Да, конечно.



Олег Вахрушев: Юрий Исаакович, скажите, пожалуйста, как вообще пришла такая идея, и от чего вы оттолкнулись, когда вот эта идея пришла к вам в голову?



Юрий Александров: Вы знаете, мы давно думали о том, что кроме столичных театров в стране существуют и театры провинции. И это театры с интересной судьбой, с интересными спектаклями. И решили сделать фестиваль, который, в общем-то, будет для провинции. Чтобы актеры, зрители видели, что творится в России. А главное, чтобы они еще получили самый высококачественный продукт культурный – то, что делается и в России, и за рубежом.



Олег Вахрушев: Екатеринбург может поспорить с Омском по теплоте принятия музыкальных театров. Игорь Яковлевич, сколько спектаклей везет Свердловский театр музыкальной комедии на этот фестиваль? И везет ли он те спектакли, которые получили в этом году «Золотые маски»? Я напомню, что в этом году произошел уникальный случай, когда Свердловский театр музыкальной комедии получил сразу две «Золотые маски».



Игорь Лейфель: Я думаю, что то, что проходит сегодня фестиваль, первый фестиваль в Омске, - это просто праздник для всех музыкальных театров. Единственное, можно поспорить, что слово «провинция» как-то... к счастью, это слово потихоньку уходит. Потому что возьмите Екатеринбург, Омск, Новосибирск – это уже нормальные столичные города, в которых уже знают и ценят искусство так же, как и москвичи, как и питерцы. Ну, понятно, что отдаленность какая-то определенная есть, расходы финансовые – поэтому, наверное, мы меньше видим столичных театров, хороших театров зарубежных. И за то, что сегодня Ассоциация музыкальных театров организовала первый российский фестиваль музыкальных театров, - просто низкий им поклон. Это, наоборот, ведет еще к большему подъему музыкальных театров страны.


Ну а везем мы спектакли совершенно новые, новые названия. Потому что мы хотим показать, чем занимается Свердловский театр музыкальной комедии. Что кроме классической оперетты и классического жанра, мюзиклов мы ищем и другие направления. Не зря Свердловский театр музыкальной комедии назывался «лабораторией театрально-музыкального искусства России, СССР». И поэтому главный режиссер театра, директор Михаил Сафронов, мы всегда ищем что-то новое. И вот мы везем спектакль известного уже, наверное, композитора, а у нас на Урале его называют «дедушкой российского рока», Александра Пантыкина, который называется «Храни меня, любимая», который отмечен губернаторской премией. Но мало того, мы везем совместный спектакль, новый спектакль «Прелести измены», который поставил главный режиссер питерской оперетты, так называемая совместная постановка. Два народных артиста – народная артистка Галина Петрова, ведущая солистка Театра музыкальной комедии города Екатеринбурга, и ведущий солист питерской оперетты, народный артист Виктор Кривонос. Вот эти два спектакля везем. И везем наш балет, современный балет Сергея Смирнова.


Вот три названия. Наверное, ни один театр такого не может себе позволить. Три названия мы везем на первый фестиваль музыкальных театров в Омске.



Олег Вахрушев: Я напомню, что «Эксцентрик-балет» Сергея Смирнова также является обладателем двух «Золотых масок».


Юрий Исаакович, я прошу вас рассказать о программе фестиваля, об участниках, сколько театров вообще приезжает в Омск. И действительно ли это будет фестиваль в общем понимании этого слова? Не только спектакли показывают для зрителей, но и проходят какие-то семинары, проходят какие-то «круглые столы», лаборатории, в частности, по театрально-музыкальному искусству. Будет ли это в программе фестиваля?



Юрий Александров: Вы знаете, на самом деле обширная тематика этого фестиваля. Мы не хотели замыкаться только на музыкальных спектаклях. Поскольку это первый фестиваль, то хотелось показать достаточно большую панораму театрального искусства России. Поэтому вместе с музыкальными театрами, с прославленными музыкальными театрами есть и театры небольшие, есть театры, которые не являются музыкальными. Приезжает Театр Образцова, прямо из Японии прилетают, чтобы сыграть «Необыкновенный концерт». Конечно, в самом названии этого спектакля уже есть музыкальная часть. Но вы должны понять, что сегодня искусство развивается очень многогранно. И нам хотелось бы показать эту многогранность нашей театральной палитры.


Ну а кроме того, очень много замечательных ученых приехали – искусствоведы, театроведы. В рамках фестиваля будут проводиться семинары и «круглые столы». Мы будем обсуждать, что происходит с российским музыкальным театром и театром вообще. Только что прошел форум театральный в Москве, в котором все, кто сегодня здесь был, очень активно обсуждали проблемы российского театра. В общем, мы с нашими иностранными гостями будем обсуждать возможные будущие проекты. То есть достаточно серьезная атмосфера. Сегодня приезжает Александр Александрович Калягин сюда. В Омске будет заседать Общественная палата, которая занимается культурой России. Видите, как все сосредотачивается в этом замечательном городе. Так что у нас очень много работы.



Олег Вахрушев: Юрий Исаакович, уже прошло несколько первых спектаклей этого фестиваля. Расскажите об ощущениях. И как себя чувствует публика?



Юрий Александров: Вы знаете, здесь потрясающая публика. Я вообще избалован публикой, потому что в Петербурге публика особая, и вы, наверное, слышали об этом. И то, что я видел вчера на открытии фестиваля, когда великий оперный театр итальянский «Arena di Verona» играл «Реквием» Верди – величайшее сочинение музыкальное, вы знаете, я видел эти лица людей и слышал эти громовые аплодисменты, крики, и мне показалось, что мы сделали огромное дело. Поскольку, действительно, был счастливый миг. Потому что люди оценили огромные усилия, которые и оргкомитет предпринял, и, естественно, город. И я чрезвычайно благодарен губернатору, который поддержал нашу инициативу и подставил плечо, как настоящий мужчина, и правительству Омска. Поскольку, действительно, сегодня сделать такой фестиваль – это дело дорогое. Но не все определяют деньги. Вот есть желание, я вижу, что в этом городе есть желание сделать что-то для людей. И это очень важно.



Олег Вахрушев: Юрий Исаакович, несколько меркантильный вопрос, но тем не менее. Сколько стоят билеты на спектакли фестиваля? Доступны ли они широкому кругу омичей?



Юрий Александров: Вы знаете, мы об этом говорили, мы обсуждали это. Никто не ставит задачу заработать деньги на омичах. Все фестивали – это убыточное мероприятие. Я не финансист, я только знаю, что театр сделал все, чтобы любой человек мог попасть на спектакли и концерты этого фестиваля. Тем более, цены разнятся. Есть и совсем дешевые билеты, есть, естественно, и билеты, которые могут себе позволить люди обеспеченные, то, что называется VIP -билеты. Но у нас есть и VIP -представления, потому что, действительно, Большой театр и театр «Arena di Verona» - это уникальные коллективы, которые стоят больших денег. Но этой проблемы, я думаю, в принципе, для простого жителя города Омска не существует.



Олег Вахрушев: На мой взгляд, несколько парадоксальная сложилась ситуация. Было время, когда народ просто не ходил в театры. Залы драматических театров практически пустовали. Но в музыкальные театры люди ходили. Игорь Яковлевич, объясните, пожалуйста, вот этот парадокс.



Игорь Лейфель: Знаете, жанр музыки, чем он прекрасен – ты получаешь двойное удовольствие. Кроме того, что идет драматическое действие, ты еще слушаешь прекрасную музыку. В опере прекрасные композиторы – Верди, ну, оперу «Травиата» знают все, «Риголетто» знают все. А в музыкальной комедии, в оперетте – Имре Кальман, Оффенбах, Легар. Это же уникально. И потом, вы знаете, этот жанр не только воспитывает, а ты получаешь просто эстетическое наслаждение, человек отдыхает, он полностью расслабляется, он слушает прекрасную музыку. И поэтому он идет на праздник. Вообще музыкальный театр – это праздник, не важно какой, но это праздник.



Олег Вахрушев: Ну а фестиваль – это крайне большой праздник, получается так.



Игорь Лейфель: Фестиваль – это здорово, и вот почему, мне кажется, дело в том, что мы привлекаем зрителей. Ведь мы по будням все время в работе. И когда проходит фестиваль, то это новая рекламная кампания. Это хороший проект. И даже если человек ни разу не ходил в театр, он хоть один раз придет на музыкальный фестиваль, потому что он видит, что что-то в городе происходит. И если хоть один раз человек приходит в театр - и его что-то трогает, то он уже второй раз обязательно придет в этот театр, в это здание. И это уже становится как бы привычкой, а потом ностальгия, потом вспоминается что-то хорошее, приятное. И для него это воспоминание.


Ну а кроме зрителей, это еще и воспитание, это наше поколение, будущее поколение. А что такое культура? И что такое нация? Это здоровье, культура, образование – вот из чего создается нация, из чего создается страна, люди страны.



Олег Вахрушев: Глобально. Юрий Исаакович, пожалуйста, добавьте свое мнение по этому поводу.



Юрий Александров: Вы знаете, я согласен абсолютно со своим коллегой. Но я думаю, что когда мы говорим о фестивалях, то мы думаем о том, что мы показываем нечто особое. Потом что фестивальная программа – это всегда какая-то яркая палитра. Я вообще всегда в своем творчестве использую медицинский принцип «не навреди». Потому что, действительно, люди могут прийти в театр один раз, и если он их оттолкнет, то это ужасно – он оттолкнет не только этого человека, но и его детей, и внуков, и, может быть, дальше и дальше. Поэтому, конечно, фестивальная афиша, она должна быть очень привлекательной и очень качественной.


И музыкальный театр в этом смысле, он особый, действительно, театр. Поскольку мы используем очень много того, чего нет ни в одном жанре. У нас и свет, и музыка, и драма, и пластика, и особой красоты декорации, костюмы. Потому что все-таки я склонен к тому, что оперное искусство, музыкальный театр – это театр иллюзорный, театр красоты. Поскольку люди действительно истосковались по красивому, люди хотят красоты. И я думаю, что вот в этом смысле театр очень защищен от пустых залов. Но, вы знаете, современная публика очень искушенная. Сегодня мы многое можем увидеть и по телевизору, и из каких-то других источников, и поэтому, конечно, надо быть очень требовательным к себе, к своей труппе, к своим артистам, чтобы все время держать вот эту планку, высокую планку. И тогда публика это оценит и поддержит театральный коллектив.



Олег Вахрушев: Складывается такое ощущение, что музыкальные театры, во-первых, живут в несколько радужном мире, создают его сами, и все, в принципе-то, хорошо. Юрий Исаакович, о каких проблемах тогда будет идти речь во время этого фестиваля?



Юрий Александров: Вы знаете, артисты всегда выстраивают какой-то собственный иллюзорный мир и верят в него. Поскольку, действительно, мы работаем даже не из-за денег. О каких деньгах можно говорить в нашем деле?.. Дело в том, что страна переживает серьезные изменения и в политическом плане, и в экономическом. И, естественно, театры, поскольку все театры в нашей стране являются бюджетными, они очень связаны со всем, что происходит в стране.


Не всегда это понятно, что происходит, поскольку русский театр отличается от европейского театра. Русский театр – это репертуарный театр. И это великое завоевание вообще российского театра, поскольку ни в одной стране мира, в принципе, репертуарный театр так не развит. Ведь репертуарный театр – это не просто постоянная афиша спектаклей, которые идут несколько лет подряд, а это труппа, это что называется театр-семья. И разрушить семейные отношения очень просто равнодушием, незащищенностью артистов. Об этом говорили и на театральном форуме, который проходил в Москве. Это мы будем обсуждать и здесь. Поскольку грядет реформа театральная. И, естественно, театрам станет сложнее жить, поскольку государство думает о том, чтобы театры начали существовать самостоятельно, немножко автономно от государства. Наверное, в этом есть какие-то плюсы, поскольку все-таки театр – это искусство свободное.


С другой стороны, мы привыкли к тому, что театру надо помогать, потому что театр сам себя окупить не может. И если театры начнут свободное плавание, вы понимаете, какая это угроза... Появляется коммерческая составляющая, и она не всегда идет параллельно с творчеством. Вот об этом мы и думаем – как сохранить душу и тело театральное - театральные коллективы, театральных людей, которые отдали театру жизни. И, в общем, это проблема из проблем. Но об этом мы думаем. И я надеюсь, что театральное сообщество сообща решит все эти сложные проблемы.



Олег Вахрушев: Игорь Яковлевич, пожалуйста.



Игорь Лейфель: Я совершенно согласен со своим коллегой Юрием Исааковичем. Сохранить династии, сохранить людей, потому что самое главное – это кадры, потому что без кадров сегодня театр не существует.


И я совершенно согласен, что победа в нашей стране – это репертуарный театр. Это вообще уникальное действо, что мы сегодня держим репертуарный театр. Это труппа, это большая труппа – это балет, оркестр, хор. Все происходит в театре, как в стране, только в маленькой стране. Это семья, большая семья. И правильно говорит Юрий Исаакович, если где-то какой-то винтик... Петелька – крючочек, петелька – крючочек – так создается это все.


Ну и хорошо, что такие фестивали есть. Знаете, появляются «звезды». А «звезды» же должны зажигаться. А в основном откуда берутся звезды? Возьмите Москву. Все берется из России – от Владивостока, от Находки, раньше до Таллина, из Алма-Аты, из Ташкента. Появляются «звездочки». И они начинают гореть, гореть... А почему «звезда» не должна гореть, например, в Екатеринбурге, в прекрасном нашем театре?



Олег Вахрушев: Конечно. В любом случае, фестиваль – это не только демонстрация уже готового продукта того или иного театра, но это, естественно, и демонстрация талантов либо всего коллектива в целом, либо таланта отдельно взятого актера, режиссера, дирижера.


Итак, появление новых «звезд». Театр Вишневской – это школа Вишневской, выпускники, ученики. В программе фестиваля стоит концерт выпускников Уральской консерватории имени Мусоргского. Наверняка будут и другие молодые люди тоже демонстрировать свое мастерство. Юрий Исаакович, подобные вещи, когда именно молодые таланты выступают, это сознательное включение в программу подобных концертов, чтобы режиссеры, директоры театров посмотрели на них?



Юрий Александров: Вы знаете, я всегда думаю о будущем. А молодежь у нас очень интересная. У меня свой молодой театр «Санктъ-Петербургъ Опера». Кстати, приедет замечательный тенор, которого я оторвал от сердца на концерт, Дмитрий Головнин. Обратите внимание, восхитительный абсолютно голос. Вы знаете, я за то, чтобы, прежде всего, показывать молодежь. Во-первых, сейчас амбиции у молодежи очень серьезные. Это совсем другие люди, нежели наше поколение. Все-таки они пробили этот «железный занавес». И с ними сейчас интересно работать. И я, как постановщик, знаю, что сегодня можно спектакль поставить в два раза быстрее, чем раньше, потому что у этих молодых ребят «компьютерные» головы. Они воспринимают все быстрее, они результативнее. И поэтому, конечно, чем быстрее мы «раскрутим» этих ребят, тем будет лучше и для театров, и для зрителей.



Олег Вахрушев: Игорь Яковлевич, во-первых, не у всякого главного режиссера театра музыкальной комедии бывают свои курсы, как у Кирилла Стрежнева в Екатеринбурге. А во-вторых, совершенно новые подходы к постановке спектаклей, когда приходят на кастинг просто горожане. Это тоже существует в Свердловском театре музыкальной комедии. Существуют детские студии, куда приходят очень маленькие дети, и уже начинают петь либо танцевать. Это что?



Игорь Лейфель: А это мы, что называется, растим себе кадры. Хорошо, что есть у нас детская студия. Из детской студии ребенок 7 лет приходит к нам, занимается, смотрит спектакли. А если это талантливый ребенок, то он потихонечку входит в театр. У нас есть спектакли, где играют вместе с нами и дети. У нас есть прекрасная детская студия.


И если продолжать разговор о фестивале, то я хочу сказать, что режиссера Александрова знают многие. И насколько я знаю, Юрий Исаакович дал согласие ставить у нас прекрасный спектакль с красивой музыкой Оффенбаха. Но я хочу сказать, что это ведь еще и знакомство с режиссерами. У каждого режиссера, вы правильно сказали, своя школа, свой стиль. И, конечно, артисты смотрят другие спектакли. И это тоже учеба, это тоже академия. Мы учимся. Мы смотрим другой спектакль, как ставит Александров, как ставит Стрежнев. То есть это все интересно, это все очень нужно. Потому что нельзя вариться в собственном соку.


А то, что сегодня есть и детская студия, и то, что есть курсы, это очень хорошо. Я думаю, что каждый мастер мечтает иметь своих учеников, и это нормально. И они есть, эти ученики. И ученики Кирилла Стрежнева работают в театре. Это хорошо. Потому что они уже знают и мастера, и манеру его работы, они знают, что он хочет. И я совершенно согласен с Юрием Исааковичем, что сегодня, конечно, можно быстрее поставить спектакль, потому что на самом деле молодежь, она землю носом роет, так скажем, они хотят уже сегодня стать великими. И они растут. И это очень здорово. Хотя не забывайте и о старшем поколении – хорошее, старшее, традиционное поколение, которое имеет хорошую школу. И что бы мы ни говорили, а база была хорошая у нас.



Олег Вахрушев: Конечно. К сожалению, время нашей беседы подошло к концу. И, тем не менее, я напомню, что сегодня мы говорили о первом фестивале «Панорама музыкальных театров России», который в эти дни проходит в Омске, и закончится он 27 июня, то есть еще 20 дней будет продолжаться этот фестиваль.


Спасибо всем гостям за участие в программе.


XS
SM
MD
LG