Ссылки для упрощенного доступа

Олег Орлов: "В стране усиливается волна политически мотивированного насилия"


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.

Александр Гостев: До сегодняшнего дня правозащитник Лев Пономарев, жестоко избитый в ночь на первое апреля, не знает, кто именно является следователем по этому делу. Более того, глава движения "За права человека" не признан потерпевшим в рамках дела о нападении. Об этом сегодня говорили на пресс-конференции коллеги правозащитника. Вместе с тем составлено письмо в адрес президента Дмитрия Медведева с просьбой обратить внимание на участившиеся случаи нападения на общественных деятелей, журналистов, представителей профсоюзов.

Максим Ярошевский: Адвокат правозащитника Льва Пономарева Евгений Черноусов на пресс-конференции сразу заявил, что возмущен ходом следствия.

Евгений Черноусов: Практически с момента возбуждения уголовного дела до сегодняшнего дня сам Пономарев, я, как его защитник, мы даже не знаем, кто возбудил уголовное дело, кто следователь, кто включен в состав следственно-оперативной группы. Возникает закономерный вопрос: даже не надо быть сыщиком и юристом, чтобы понять, да как можно раскрывать это преступление, когда вы не знаете версий, которые предлагают потерпевший и его защитник? В каком направлении вы сейчас вот 6 дней работали? Вот вам "профессионализм" правоохранительных органов.

Максим Ярошевский: В Следственном комитете при Прокуратуре Москвы заявили, что не располагают никакой информацией относительно хода следствия по делу о нападении и предложили факсом направить запрос. Адвокат Евгений Черноусов, в свою очередь, добавил, что только вчера вечером, после того как стало известно о сегодняшней пресс-конференции и о том, что на ней будет присутствовать Лев Пономарев, ему все-таки позвонили и пригласили вместе правозащитником прийти к следователю на дачу показаний. Также Иван Черноусов предлагает изменить статью Уголовного кодекса России и увеличить наказание за нападение именно на общественных деятелей, адвокатов и журналистов.

Иван Черноусов: У меня вопрос: а чем меньше рискуют известные правозащитники, журналисты, чем следователи, дознаватели, эксперты? Так вот, предложение реальное, что ввести новую статью в Уголовный кодекс Российской Федерации, которая была бы в следующей редакции. Часть 1-я: угроза убийством, причинение вреда здоровью, уничтожение или повреждение имущества в отношении общественного деятеля по причине осуществления им такой деятельности, а равно их близких наказывается, по аналогии с этой статьей, лишением свободы до трех лет. Часть 2-я: деяния, предусмотренные частью 1-й настоящей статьи, совершенные с применением насилия, не опасные для жизни и здоровья, наказывается лишение свободы на срок до 5 лет. Деяния, предусмотренные частью 1-й настоящей статьи, совершенные с применением насилия, опасные для жизни и здоровья, наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет. Поверьте моему опыту, будет такая статья - сразу уменьшится количество преступлений, совершенных в отношении правозащитников, профсоюзных деятелей и так далее.

Максим Ярошевский: В самом начале пресс-конференции Лев Пономарев заявил, что сегодня он, по сути, повод для разговора, нежели участник этой дискуссии. После этого лидер движения «За права человека» зачитал список тех, кто пострадал за последние несколько месяцев от нападений. В нем фамилии убитых в январе Анастасии Бабуровой и Станислава Маркелова.

Лев Пономарев: Это письмо на имя президента, и там ставится вопрос о том, что последнее время это стало практикой насилия против общественных деятелей, журналистов в России, практикой стало насилие, угрозы насилием. И ничего, власть как бы не реагирует. То есть мы не видим никаких внятных сигналов со стороны власти, что это надо прекратить, и что власть этим занимается. Мой случай последний, поэтому, может быть, мои коллегии как бы опираются на мой случай, но мы начинаем это с Бекетова и перечисляем все случаи насилия, которые здесь происходили. Найдено тело Антона Страдымова - это активист "Другой России". 8 февраля был избит глава российского профсоюза "Дженерал Моторс" Евгений Иванов. 11 марта тремя неизвестными был жестоко избит Орхан Джемаль, это здесь происходило, он побежал преследовать одного из тех людей, которые забрасывали яйцами нашу пресс-конференцию, и его просто избили, причем очень жестко избили. Недавно совсем было фактически некое покушение на Бориса Немцова, ему плеснули едкой жидкостью в глаза. На все эти случаи от руководства страны мы не слышали ничего, никакие расследования не проводятся.

Максим Ярошевский: Почему в последнее время так участились нападения на общественных деятелей, представителей профсоюзов и журналистов. На этот вопрос собравшимся ответила председатель московской хельсинской группы Людмила Алексеева.

Людмила Алексеева: Просто у нас общество пропитано жестокостью и насилием. И люди, которым не нравится гражданское общество, которым не нравятся люди, свободно критикующие власть, позволяющие себе выражать свое мнение по разным поводам, жить свободно, сами отвечать за свою судьбу и ни у кого не просить помощи, а наоборот, помогать другим, вот такие люди вызывают у них ненависть. И это самые разные люди. Я думаю, есть и работники силовых структур, есть и бывшие работники силовых структур, которые подались к бандитам, выполняют заказы и предпринимателей, и наших правоохранительных органов.

Максим Ярошевский: Такого мнения придерживается Людмила Алексеева. Правозащитники также добавили, что приложат все усилия, чтобы добиться реального результата от расследования нападения на правозащитника Льва Пономарева. Говорит глава правозащитного фонда "Мемориал" Олег Орлов.

Олег Орлов: Вполне очевидно, что в последние годы, мне кажется, начиная от убийства Анны Политковской, в стране идет по нарастающей, усиливается волна политически мотивированного насилия. Вполне очевидно, что за разными случаями стоят разные силы, но всех их объединяет, как нам кажется, одно: желание уничтожить независимое гражданское общество в России, которое оказывается лишним в той системе управляемой демократии, которая уже, как мы видим, выстроена в России. Эта волна, как мы видим, уже перехлестнула и Россию, и катится уже за пределами России. Все последние события в разных странах этому яркий пример.

Максим Ярошевский: Людмила Алексеева вовсе полагает, что власть не только игнорирует факты нападения на общественных деятелей.

Людмила Алексеева: У нас много силовых структур, которые действуют по отношению к обществу силовыми методами. И поэтому у нас претензии к власти. Кто расплодил эти силовые структуры в таком количестве? Кто дал им право безнаказанно расправляться с гражданами, безнаказанно? Ни разу не нашли заказчика. Бывало, что находили исполнителя, и можете себе представить, исполнитель в руках у следствия, ведь он же знает, кто его послал, из идейных соображений или за плату, но он же знает, кто его послал. Но ни разу, вы понимаете, ни разу наше следствие не смогло найти заказчика. Я говорю это совершенно ответственно, начиная с дел Листьева, Холодова и Старовойтовой, которые много лет назад уже были, ни одного заказчика.

Максим Ярошевский: Нет никаких данных или предположений относительно того, кто именно спланировал нападение на Льва Пономарева, о чем также сегодня говорили правозащитники. Напомним, в ночь на 1 апреля несколько человек напали на Льва Пономарева, когда он выходил из автомобиля у своего дома. Правозащитник получил множественные ушибы, у него украли мобильные телефоны и ключи от автомобиля, которые были позже обнаружены недалеко от места нападения.
XS
SM
MD
LG