Ссылки для упрощенного доступа

"Мы не знаем, кто отдал приказ"


Сергей Станкевич
Сергей Станкевич
4-го апреля 1989 года у дома правительства собрались тысячи людей и потребовали выхода Грузии из состава СССР. Среди организаторов акции были такие яркие фигуры грузинской оппозиции как Звиад Гамсахурдиа, Мераб Костава и Гия Чантурия. Для пресечения выступлений в город были введены войска.

9 апреля военные применили силу. В результате возникшей паники и массовой давки погибло 19 участников митинга. Для расследования Тбилисских событий была создана комиссия Съезда народных депутатов СССР под председательством Анатолия Собчака.

Независимый аналитик Сергей Станкевич 20 лет назад был народным депутатом СССР. В комиссии по расследованию трагедии в Тбилиси он был заместителем Собчака. "Это было единственное успешное парламентское расследование в новейшей истории страны", - уверен Сергей Станкевич. При том, что комиссии так и не удалось выяснить, кто отдал войскам приказ, приведший к трагедии.

- На ваш взгляд - почему демократически настроенные депутаты Верховного совета были разочарованы результатами работы комиссии?

- Я думаю, что все-таки это некоторое преувеличение. Тогда мы разочарованных голосов не слышали. По-моему, комиссия отработала блестяще в тех конкретных исторических обстоятельствах. Более того, она создала прецедент единственно успешного парламентского расследования в истории России. Настолько успешного, что потом от греха подальше 15 лет власти не использовали сам институт парламентского расследования: слишком велик был общественный резонанс. Комиссия сделала все, что должны были сделать честные и ответственные люди в тот момент. Я напомню, что показания перед комиссией - кроме всех мыслимых армейских, советских и партийных начальников - дали члены Политбюро Егор Лигачев и Виктор Чебриков, глава КГБ. На наши вопросы письменно ответил глава государства Михаил Горбачев. Беспрецедентные вещи.

И выводы были принципиальные сделаны - например, Собчак впервые провозгласил необходимость отделения партии государства и переход к правовому государству именно на материалах работы тбилисской комиссии. Так что поводов для разочарования не вижу. Наоборот, это один из ярких и значительных эпизодов начального этапа нашей демократической революции.

- Кто все-таки отдал приказ о применении саперных лопаток?

- На самом деле, прямого приказа не было. Это было общей практикой - партийное руководство всячески избегало прямых указаний. Компартия Грузии всячески преувеличивала опасность, говорила о неминуемом перевороте и просила центр вмешаться с применением силы. Политбюро ограничилось обсуждением и прямых решений не приняло. Но в телефонных разговорах они всячески рекомендовали: "Мы вам, дескать, военных послали, вот с ними и разбирайтесь". Решения принимались, на самом деле, на месте. Во всяком случае, других следов каких-либо иных решений мы не нашли.

Проблема была в том, что армейская операция проводилась достаточно примитивно. Все действия были рассчитаны на то, что на площади перед зданием правительства находится где-то 400-500 человек. Их поначалу действительно было немного. Предполагалось, что когда в город войдут войска и бронетехника, люди вообще попрячутся.

На самом же деле, жители Тбилиси, увидев входящие в город войска и бронетехнику и узнав о начале ночной операции, хлынули туда, на площадь. Когда внутренние войска и десантники приблизились к площади, там вдруг оказалось на 500 человек, а порядка 10 тысяч. А улицы, ведущие к этой площади, были заблаговременно заблокированы автобусами и грузовиками, чтобы перекрыть туда доступ. В итоге образовался мешок. Надо было немедленно операцию отменять - но кто тогда мог на это решиться? Военные поступили как военные: они начали вытеснять. А когда прижатые буквально к стенке люди оказали сопротивление - применили газ и бросили в гущу свалки роту десантников, у которых действительно не было ничего, кроме саперных лопат. В силовых академиях эта операция может преподаваться как наглядный пример того, как ни в коем случае нельзя использовать армию и войска на улицах городов.

- Что все-таки произошло 9 апреля? Попытка части интеллигенции Грузии говорить о выходе из состава СССР? Об абхазском конфликте, в то время - очень серьезной проблеме? Попытка самоидентификации грузинской нации?

- Как всегда на Кавказе, начинали говорить об одном, но постепенно переходили к другому и к третьему. Непосредственным поводом были события в Абхазии, сход в селе Лыхны, - но это был только повод к разговору о независимости Грузии, о восстановлении грузинской государственности. Периодически прямо на площади проводились церковные службы. До каких-то высоких идей, до национальной идеи, конечно, там не дошли. Но основной целью собравшихся была, несомненно, немедленная государственная независимость.

О том, какую роль в этих событиях сыграло Политбюро ЦК КПСС - в интервью члена Политбюро Вадима Медведева Радио Свобода.
XS
SM
MD
LG