Ссылки для упрощенного доступа

В налоговой инспекции возникли претензии к родителям бесланских школьников


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Лейла Гиниатулина.

Евгения Назарец: Общественная организация "Матери Беслана" сообщила о том, что в налоговой инспекции возникли претензии к родителям бесланских школьников, чьи дети обучаются и проходят реабилитацию в лицее "Кораллово" под Москвой. Пикантность этой ситуации придает то, что этот лицей создан при содействии бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. И сегодня этот лицей продолжает поддерживать мать предпринимателя.

Лейла Гиниатулина: Несколько десяткой семей в Беслане получили из налоговой инспекции требование заплатить налог с дохода за то, что их дети, выжившие в теракте, ныне живут и учатся в лицее под Москвой. Рассказывает Элла Кесаева, активистка комитета "Матери Беслана".

Элла Кесаева: Сразу после теракта лицей начал принимать наших детей, как пострадавших. Они заложники, которые получили ранения, но в состоянии были обучаться, прошли лечение, дети, у которых погибли родители или один из родителей. Вот таких детей они принимают, то есть это все исключительно потерпевшие дети. В 2004 году обучали, в 2005, 2006, 2007, 2008-м, и вот сейчас нам предъявили налоговые требования о том, что мы должны заплатить налоги с дохода на обучение. Требование налоговиков такое, что в случае неуплаты будут обращаться в суд.

Лейла Гиниатулина: А в каком размере эти налоги?

Элла Кесаева: За каждого ребенка выставлены суммы, затраченные на обучение, пребывание и оттуда 13%, получается, суммы - 50, 60, 70 и больше тысяч.

Лейла Гиниатулина: Как вы считаете, они беспочвенны, эти претензии?

Элла Кесаева: Абсолютно беспочвенны, потому что каждый год мы договор подписываем с лицеем, что на безвозмездной основе обучение происходит, никто из нас не платил и не платит лицею за обучение, абсолютно безвозмездно. Государство, мы считаем, тоже должно быть благодарно за то, что приняли и обучают таких детей - сирот и потерпевших.

Лейла Гиниатулина: Такие претензии предъявляют только к родителям тех детей, которые обучаются в лицее "Кораллово", который был организован ЮКОСом или к другим лицеям?

Элла Кесаева: Нет, только к ним, родителям, дети которых обучаются в лицее "Кораллово", именно только к ним.

Лейла Гиниатулина: Как вы это можете прокомментировать? Что за этим стоит, как вы считаете?

Элла Кесаева: Мы долго думали, родители, почему сразу не предъявляли, если они считают, что законно предъявлено это требование, то должны были сразу, по истечении года предъявлять. Но несколько лет прошло и, видимо, считают, что боль Беслана утихла, можно сейчас вот такие меры принимать и довольно наглые, циничные. Считаю, что это, во-первых, неуважение к нам, во-вторых, видимо, все-таки территория лицея кому-то понадобилась и считают, что родители вот таким путем могут забрать детей, можно будет расформировать лицей. Неоднократно такие попытки были. Тем не менее дети продолжают учиться, и слава богу. Детям очень нравится.

Лейла Гиниатулина: Ваши дальнейшие действия?

Элла Кесаева: Хотим, чтобы нас освободили. Мы направили письменные заявления, каждый из родителей, в налоговую службу бесланская налоговая служба говорит: мы только исполнители, все решается в Москве, в налоговой службе центральной. Категорически платить не будем, потому что платят только законные налоги, и забирать тоже не будем детей, потому что для них это большой стресс будет, они знают, что нам предъявили, они переживают очень сильно. Мне моя девочка: "Мама, я очень хочу учиться именно здесь, в этом лицее".

Лейла Гиниатулина: Любопытная деталь - требование заплатить налог с дохода получили только родители тех детей Беслана, которые учатся в лицее "Коралово", организованном ЮКОСом. Сейчас этот лицей всеми силами поддерживают родители Михаила Ходорковского. Вот что по этому поводу думает Марина Ходорковская...

Марина Ходорковская: Если это так, то тогда это та же самая волна, которая обрушилась на ЮКОС, она, значит, также обрушивается и на детей, которые воспитываются в этом лицее. Я не могу сказать, берется с других или не берется, думаю, что берется, но если не берется, то, значит, понятно, почему.

Лейла Гиниатулина: Михаил Иструбицкий, специалист в области налогообложения благотворительных организаций, полагает, что основная проблема заключается в несовершенстве Налогового кодекса.

Михаил Иструбицкий: Я могу сказать только одно - в российском законодательстве огромное количество противоречий и нестыковок. Любой профессиональный юрист или бухгалтер, который занимается, не важно, коммерческой, либо благотворительной деятельностью, может вам это подтвердить и привести вам тысячи примеров. С одной стороны, да, это благотворительная помощь каким-то людям, которые пострадали, несчастным матерям, несчастным детям. Вторая сторона медали - они являются гражданами Российской Федерации, частными лицами, получившими доход, и государство с них взимает соответствующую подать. Вот основное противоречие. Пока законодатели не определятся, как поступить в этой ситуации, это противоречие будет существовать всегда. Существует некий полномочный человек, который может принять решение это, а может принять так.

Лейла Гиниатулина: Как утверждают в комитете "Матери Беслана", они не будут платить забирать детей из лицея, хотя считают, что именно к этому их подталкивают власти - не иметь дело с детищем Ходорковского.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG