Ссылки для упрощенного доступа

Инвестор без портфеля


Владимир Абаринов
Владимир Абаринов
Когда я впервые увидел в московском кинотеатре "Ударник" фильм Оливера Стоуна "Уолл-стрит", повадки американских портфельных инвесторов меня интересовали мало. А теперь интересуют, и даже весьма. Фильм вышел на экраны 21 год назад, а смотрится в свете нынешних финансовых пертурбаций как новенький.

Главный отрицательный герой картины Гордон Гекко в блистательном исполнении Майкла Дугласа держит речь на собрании акционеров компании Teldar Paper. В этом монологе он удивительно точно описывает нынешнее положение дел – во всяком случае, с точки зрения некоторых радикально настроенных комментаторов.

"Дамы и господа! – говорит Гекко. - Мы здесь не для того, чтобы предаваться фантазиям, а для того, чтобы увидеть политическую и экономическую реальность. Америка превратилась в государство второго сорта. Ее внешнеторговый и бюджетный дефициты достигли кошмарных масштабов..."

Гекко апеллирует к корыстолюбию акционеров. Он слагает настоящий гимн алчности:

"Леди и джентльмены, я утверждаю, что алчность – за неимением более благозвучного слова – это хорошо. Алчность – это правильно. Алчность эффективна... Алчность, во всех ее проявлениях – алчность к жизни, к деньгам, к любви, к знаниям – это высшее проявление человека. И алчность – попомните мои слова – спасет на только компанию "Телдар Пейпер", но и другую требующую ремонта корпорацию под названием США".

Да вот не спасла. Об алчности как главной причине нынешнего кризиса не говорит сегодня только ленивый. Обличают непомерные аппетиты дельцов Уолл-стрит, а сами накачивают экономику заёмными долларами, дабы деньги поскорее оказались в кармане потребителя, а потребитель побежал бы с ними на шопинг и тем простимулировал бы экономику. Но не настал ли конец экономике потребления?

Сегодня многие любят говорить о том, что прежняя администрация США приняла страну с огромным бюджетным профицитом, а сдала с астромическим дефицитом. Но если посмотреть на счет текущих платежей – данные об экспорте и внешних инвестициях за вычетом импорта товаров и услуг – окажется, что у США баланс отрицательный вот уже 24 года. Сегодня дефицит текущих платежей составляет 800 миллиардов долларов. Такого не было ни у одной великой экономической державы прошлого – Испания, Голландия, Велибритания вывозили больше товаров и капиталов, чем ввозили. Процветание каждой из этих стран было основано на масштабных заокеанских проектах. Американская экономика слишком интровертна. Она потребляет больше, чем производит.

Так, может, попробовать что-нибудь другое вместо алчности? Например, щедрость. Тоже не последняя потребность человеческой души. В мире еще столько нужды и голода. Чем не поприще для предприимчивых людей? Не дарить, не жертвовать крохи со своего стола, а развернуть национальную экономику вовне.

Вспоминается другой кинематографический монолог, из фильма ВВС "Девушка в кафе". Его героиня Джина, по чистой случайности попавшая на саммит "восьмерки", на званом обеде перебивает британского премьер-министра, который произносит красивые фразы о борьбе с бедностью.

"Не знаю, насколько вам, леди, известно положение дел, - говорит Джина тихим голосом, обращаясь с соседкам по столу, - но мой друг рассказал мне, что, пока мы тут обедаем, сто миллионов детей находятся на грани голода. Они умирают. Каждые три секунды один ребенок. (Джина щелкает пальцами м выдерживает для наглядности паузу.) Вот с таким интервалом. (Щелчок.) И еще один... Завтра восемь человек сядут за этот стол, чтобы принять важные решения. Если они этого не сделают, это сделает кто-нибудь другой..."

Прописные истины банальны, но от этого они не становятся ложными.
XS
SM
MD
LG