Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. История датской эмиграции


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Дании Сергей Джанян.

Андрей Шароградский: Современная Дания, входящая в число мировых лидеров по уровню жизни, - страна, весьма притягательная для иммигрантов. Однако так было не всегда. В свое время сотни тысяч датчан покидали родину, расселяясь по миру в поисках лучшей жизни. О том, что сегодня представляют собой крупнейшие датские заграничные диаспоры, - беседа нашего скандинавского корреспондента Сергея Джаняна с председателем правления организации Danes Worldwide, датским дипломатом Кристофером Бо Брамсеном.

Кристофер Бо Брамсен: История датской эмиграции берет начало с середины XIX века - к этому времени Скандинавия переживала трудные времена, став зоной аграрного перенаселения. Земли на всех не хватало, и единственным выходом для отчаявшейся сельской бедноты виделся отъезд в Америку - так начиналась первая волна массовой эмиграции. Основной контингент переселенцев составляли крестьяне, поэтому многие выходцы из Дании селились в земледельческих штатах, таких как Висконсин, Миннесота, Небраска. Процесс эмиграции продолжался до 1930-40-х. годов, и наблюдался еще некоторый всплеск отъездов за океан в послевоенные годы. Всего же, в общей сложности, в США уехало около 360 тысяч датчан, а кроме того, немало переселенцев выбрало новым местом жительства Канаду, страны Латинской Америки и Австралию.

Сергей Джанян: Насколько известно, датчан интересовала и Россия?

Кристофер Бо Брамсен: Начиная с середины 1860-х годов, тысячи и тысячи датчан устремились в Россию, в Сибирь. Множество датских фермеров и торговцев, конторских служащих, телеграфистов, инженеров привлекал экономический потенциал гигантской империи и возможности, возникшие с открытием Транссибирской магистрали. Однако революция 1917 года положила конец этим планам. Большинство датских эмигрантов вынуждены были, зачастую при весьма драматических обстоятельствах, вернуться на родину вместе с семьями.

Сергей Джанян: Какие крупные датские колонии существуют сейчас в мире?

Кристофер Бо Брамсен: Статистики мы не ведем, и цифры здесь можно назвать лишь приблизительные. Как уже было сказано, в Соединенные Штаты эмигрировало более 300 тысяч датчан, с учетом же их потомков число это составляет сегодня около миллиона человек. Примерно 90 тысяч выходцев из Дании проживают в Канаде, около 7 тысяч - в Австралии и Новой Зеландии и 10 тысяч датчан живет в Аргентине. Кроме того, у нас есть два приграничных района, населенных датчанами, - это шведская область Сконе, где живет около 30 тысяч человек, и германская федеральная земля Шлезвиг-Гольштейн, где проживает датское национальное меньшинство численностью около 50 тысяч человек.

Сергей Джанян: Успешно ли приживаются датчане на чужбине?

Кристофер Бо Брамсен: Переселенцам в англоязычные страны это дается относительно легко - сказывается и общность протестантской культуры, и практически поголовное владение английским. Я встречался с членами "Датского братства" в Омахе, штат Небраска - люди там уже практически не говорят на датском, но по-прежнему ощущают свою связь с датской культурой и традициями. При этом нужно сказать, что датчан всегда было недостаточно для того, чтобы сформировать городской квартал, наподобие Чайна-тауна или "Маленькой Италии", но нас вполне хватает, чтобы объединиться в земляческую организацию. Пожалуй, единственное место в мире, где существует датское гетто - это Аргентина. Проблемой там является языковой барьер и латиноамериканский менталитет, который сильно отличается от скандинавского.

Сергей Джанян: Продолжается ли процесс эмиграции датчан в наше время?

Кристофер Бо Брамсен: Да, только теперь его причиной является не экономические проблемы, а глобализация. Немало датчан сейчас переселяется на постоянное место жительства в соседнюю Швецию - жилье там стоит дешевле, а налогообложение меньше. Кроме того, многие датские семьи, в которых один из супругов - иностранец, вынуждены прожить в Швеции пару лет, чтобы обойти суровый датский закон о воссоединении семей. Другая страна, облюбованная датчанами, - это Испания, точнее, курортный район Коста дель Соль где проживает до 30 тысяч моих соотечественников, по большей части людей пенсионного возраста.
Вообще же говоря, сейчас сформировался новый тип "глобальных датчан", которые свободно передвигаются по миру в поисках работы. Они уезжают в Китай, потом запускают проект в Африке, позже перебираются куда-то еще. Будучи "гражданами мира", эти люди, тем не менее, остаются датчанами и мы помогаем им не отрываться от своих корней и культурного наследия.

Сергей Джанян: Расскажите пожалуйста, чем занимается ваша организация?

Кристофер Бо Брамсен: В этом году у организации Danes Worldwide, созданной в 1919 году, юбилей - нам исполняется 90 лет. Организация находится под протекторатом королевы Дании Маргрете II, и основной ее целью является укрепление связей с родиной датчан, разбросанных по всему миру. Ежегодно мы проводим встречу зарубежных соотечественников в замке Кронборг (миру он больше известен, как гамлетовский Эльсинор) - и это всегда большое праздничное событие с участием членов королевской семьи.
Мы занимаемся дистанционным обучением датских детей в возрасте от 6 до 17 лет, организуем для них летние языковые школы в Дании, а также выпускаем журнал, рассказывающий о Дании и датских общинах за рубежом. Кроме того, в число наших приоритетных задач входит борьба за разрешение двойного гражданства и право голоса для зарубежных соотечественников, а также улучшение закона о воссоединении семей.

Сергей Джанян: Каково отношение коренных датчан к своим зарубежным соотечественникам?

Кристофер Бо Брамсен: Отношение к эмигрантам в датском обществе по большой части неодобрительное. Датчане, живущие в Дании, вообще не понимают, как можно покидать такую чудесную страну? А если ты уехал за рубеж, то, скорей всего, по одной причине - стремишься укрыться от налогов. Невероятно, но факт - я не раз слышал выступления некоторых датских политиков, считающих, что нашим людям нечего делать за границей, и лучше бы им вернуться домой.

Сергей Джанян: В России существует государственная программа содействия репатриации зарубежных соотечественников. Есть ли подобная программа в Дании?

Кристофер Бо Брамсен: Ежегодно из Дании уезжает около двадцати пяти тысяч человек, и примерно двадцать тысяч возвращаются обратно. Однако никто бы не был заинтересован в подобной программе, потому что мы живем в свободном обществе, и если кто-то хочет жить и работать в другой стране - пожалуйста! Когда я работал послом в Китае, и в первый раз посетил Шанхай, там жили лишь два датчанина. Сегодня там их 1200. Китайские власти создали все условия для развития международной коммерции, и датские компании этим воспользовались. Мы везде, где есть экономический интерес, и в этом плане датчане - одни из активных участников процесса глобализации.

Сергей Джанян: Говорит председатель правления организации Danes Worldwide, датский дипломат Кристофер Бо Брамсен.
XS
SM
MD
LG