Ссылки для упрощенного доступа

ООН представила доклад о положении инвалидов в России


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Тамара Ляленкова.

Андрей Шароградский: По заказу ООН группа независимых экспертов подготовила специальный доклад о ситуации с доступностью образования и рынка труда для инвалидов в России. Эта тема обсуждалась сегодня на презентации доклада.

Тамара Ляленкова: Конвенция ООН о правах инвалидов была подписана Российской Федерацией в сентябре 2008 года. В случае ратификации этой Конвенции России придется внести серьезные изменения в законодательство и практическую политику в отношении инвалидов. Основные направления этих изменений обозначил заместитель генерального секретаря ООН по вопросам коммуникации и общественной информации Киетака Акасака.

Киетака Акасака: Данная тема одна из самых важных, особенно в Российской Федерации, где живут миллионы инвалидов. Главная задача предпринятого исследования - это обеспечение ратификации Конвенции о правах инвалидов в Российской Федерации, в результате чего она сможет присоединиться к пятидесяти странам, которые приняли эту важную Конвенцию раньше.
Конвенция о правах инвалидов - не только одна из самых быстро принятых, но также быстро вступившая в силу Конвенция, потому что она обеспечивает права и свободу людей во всем мире.
Кроме того, это первая Конвенция, относящаяся к правам человека, которая составлялась с учетом опыта людей с ограниченными возможностями.
Эти люди не являются объектом благотворительности, медицинского или социального обеспечения, они являются полноправными членами общества.

Тамара Ляленкова: Основной темой исследования, которое по заказу ООН провели российские эксперты под руководством главы Центра социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера, стало положение дел в сфере образования и рынка труда для инвалидов. Общую ситуацию в стране Евгений Гонтмахер охарактеризовал следующим образом.

Евгений Гонтмахер: Произошел некий парадокс. Ситуация стала лучше в экономическом, финансовом смысле в начале этого десятилетия, а политика в отношении инвалидов, к сожалению, ее качество ухудшилось. Так называемый 122-й закон, который фактически перевернул идеологию отношения к людям с ограниченными возможностями. Потому что если то, что было в 90-е годы заложено в законе о социальной защите инвалидов, идеология предполагала, что человек является инвалидов независимо от того, трудоспособен он, нетрудоспособен, это не имело никакого значения, у него есть просто ограничения в жизни, поэтому общество должно соответствующим образом этому человеку помогать, его интегрировать. То 122-й закон, который был принят в 2005 году, фактически стал оценивать инвалидность с точки зрения утраты трудоспособности. Сотни и тысячи рублей многие люди потеряли, потому что введена была эта новая система. Вот сейчас ситуация меняется, как мне кажется, в лучшую сторону по очень многим причинам, которые я хочу объяснить. Во-первых, ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов. Это, безусловно, продвижение очень сильное вперед, в том числе и идеологически. Это реальное воплощение принципов ООН и вообще декларации о правах человека, когда людей нельзя дискриминировать, ограничивать ни по каким параметрам, ни по каким признакам.

Тамара Ляленкова: Депутат Государственной Думы РФ Валерий Селезнев считает, что Россия не готова к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов.

Валерий Селезнев: Я могу сказать, что ничего не изменилось. В общем-то, Россия сегодня для этой социальной среды, для инвалидов, представляет тот же самый остров Валаам, вся территория России. Когда по пять лет человек не может выйти из дома только лишь потому, что он живет на пятом этаже, и нет у него возможности спуститься с этого пятого этажа, то, какое же преступление должен совершить в этой среде человек для того, чтобы находиться в таких условиях, я не знаю. Меня несколько удивляет и настораживает, сейчас президент Российской Федерации дал пинка, и все засуетились и очень хорошо пошла работа. Сейчас затрем этот вопрос. Почему я говорю? Я сам инвалид. Я говорю сейчас не как депутат, я говорю как человек, у которого отсутствует правая рука.

Тамара Ляленкова: Вопросы образования и трудоустройства определяют уровень жизни любого человека. Однако, как показала практика последних лет, нововведения в социальной сфере снизили стремление инвалидов к активной жизни, поскольку активная трудовая деятельность лишает инвалидов гарантированных государственных выплат. Другая важная проблема - это сложности введения в Росси инклюзивного образования. Об этом рассказала советник председателя Совета Федерации Федерального собрания Наталья Малышева.

Наталья Малышева: Сегодня задача заключается не просто в том, чтобы подписать, ратифицировать, а в том, чтобы все положения Конвенции выполнялись. Для этого недостаточно провести просто согласовательную работу. Должна быть разработана программа, программа действий, программа мер, которые сделают реальным выполнение всех тех положений Конвенции уже в жизни, в практике. На мой взгляд, основная проблема, о которой там говорится, для России заключается в том, что необходимо в корне изменить отношение общества к инвалидам. Это не проблема инвалидов, это проблема общества. Есть противоречия между массовой системой образования и тем, что каждый человек является индивидуально. Большим тормозом для развития системы инклюзивного образования являются протесты или непонимание родителей временно здоровых, они опасаются, что будут снижены стандарты образования. Я недавно была в Новосибирске и мне показался очень важным опыт и пример того, что происходит на самом деле, с точностью до наоборот. В Новосибирске губернатор и руководство активно поддерживают все меры, направленные на поддержку инвалидов, в частности того, чтобы дети с умственной отсталостью получили максимальное развитие, исходя из своих возможностей. И развитие этого направления сегодня приводит к тому, что развивается система, в которой мы видим индивидуальный подход к каждому человеку. Где та грань, задержка развития, позднее развитие индивидуальности, но развивается система, мы видим, как это прорастает. Ликвидируются вот эти противоречия между массовой системой образования и индивидуальным подходом людей. На самом деле речь действительно идет об ужесточении требований к стандартам образования.

Тамара Ляленкова: Так получается, что ратификация Конвенции ООН о правах инвалидов в России потребует больших изменений, в том числе и образовательных стандартов.
С другой стороны, каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности, это около 13 миллионов человек. Возможно, полная интеграция инвалидов в российское общество изменит в лучшую сторону не только их жизнь.
XS
SM
MD
LG