Ссылки для упрощенного доступа

Экономическая панорама. Главный "проблемный" актив российских банков - просроченная задолженность по кредитам


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Сенинский.

Кирилл Кобрин: Доля "плохих" активов в российской банковской системе может составлять от 10 процентов до 30 процентов, заявил, выступая сегодня на конференции в Москве, первый заместитель председателя Центрального банка Алексей Улюкаев. Главной составляющей таких активов является пророченная задолженность по ранее выданным российскими банками кредитам. Причем ее нынешний рост по кредитам бизнесу в 3 раза опережает темпы роста просроченной задолженности по кредитам частным лицам. Подробнее об этом - в очередном выпуске "Экономической панорамы", который подготовил сегодня Сергей Сенинский.

Сергей Сенинский: Столь значительный разброс в оценках общего объема "проблемных" активов российской банковской системы - то ли 10 процентов, то ли все 30 процентов - объясняется не только трудностями подсчетов, какие именно активы уже следует относить к "проблемным", а какие - еще нет. Речь идет и о разных методиках таких оценок. Ведь можно считать только собственно просроченный платеж по кредиту, как это делает Центральный банк, а можно и весь кредит, который, после первых просрочек по его возврату банку, оказывается, как минимум, под вопросом. Из Москвы - аналитик инвестиционного банка "ВТБ-Капитал" Михаил Шлемов:

Михаил Шлемов: На наш взгляд, первый зампред ЦБ говорил, в первую очередь, не только и не столько о просроченных кредитах, сколько о кредитах с признаками обесценения, то есть по которым банк видит признаки ухудшения кредитоспособности заемщика. Если же смотреть просто на просроченные кредиты, то, по последним данным, просрочка в целом по сектору не превышает 3,6 процента. Однако если же посмотреть на сомнительные кредиты, кроме того, принимать во внимание все тело кредита, тогда цифры действительно могут быть близки к цифрам, озвученным сегодня господином Улюкаевым.

Сергей Сенинский: По сути своей, "плохие", "проблемные" или, как их еще называют, "токсичные" активы в российской банковской системе в корне отличаются от подобных активов банков, например, в Европе, не говоря уже о Соединенных Штатах. Там они представлены в основном огромным массивом разного рода производных ценных бумаг, деривативов, привязанных, в первую очередь, к рынкам ипотеки. Общий объем, например, таких облигаций, выпущенных банками и финансовыми компаниями в США, составляет, по экспертным оценкам, примерно 2,8 триллиона долларов, а в странах Европейского Союза - 2 триллиона. Аналитик инвестиционной компании Unicredit Securities Рустам Боташев:

Рустам Боташев: "Плохие" активы в мире, в Европе существенно отличаются от "плохих" активов в российской банковской системе. В российской банковской системе - это, в основном, просроченные кредиты в то время как, допустим, у американских банков это, в том числе, какие-то деривативы. Сама система "плохих" активов отличная. Поэтому невозможно это полностью сравнивать.

Сергей Сенинский: Общий объем просроченной задолженности по кредитам в России, по оценкам Центрального банка, не превышает 4 процентов. Банковские аналитики оперируют иными данными, и разрыв составляет разы.

Рустам Боташев: В 1998 году Международный валютный фонд оценивал уровень просрочки в России 40 процентов, в то время Центральный банк рапортовал официальные данные - 11 процентов. Разница составляла 3,6 раза. Это не потому, что Центральный банк что-то занижал, это потому, что просто методика разная. Если просто применить эту 3,6 раза к тем цифрам, которые рапортует Центральный банк сейчас, мы получаем 12 процентов просрочки по кредитам. Если учитывать все тело кредита, то, я считаю, что 12 процентов - это то, что сейчас есть.

Сергей Сенинский: Если оценивать просроченную задолженность по кредитам в России по методикам Центрального банка и Международного валютного фонда, каких объемов она может достичь, по экспертным прогнозам, к концу 2009 года и следующего, 2010? Михаил Шлемов, инвестиционный банк "ВТБ-Капитал":

Михаил Шлемов: По нашим прогнозам, по методике Центрального банка, который включает в себя только просроченные платежи, мы ожидаем просрочку на уровне приблизительно 9 процентов. К концу 2010 года она составил 14 процентов. Что касается методики Международного валютного фонда, то крайне сложно оценить, какой будет уровень "плохих" долгов на пике в связи с тем, что туда включается целиком тело кредита. Поскольку разные кредиты находятся на разной стадии погашения, кроме того, часть кредита была реструктуризирована, давать оценки пока достаточно сложно. Однако мировой опыт показывает, что величина "плохих" кредитов на пике кризиса в 20-30 процентов от всего кредитного портфеля не является недостижимой величиной.

Сергей Сенинский: Как соотнести объемы просроченной задолженности по потребительским кредитам и корпоративным, то есть тем, которые были предоставлены российским компаниям и предприятиям? Рустам Боташев, инвестиционная компания Unicredit Securities:

Рустам Боташев: Я думаю, что основная проблема все-таки для российского банковского сектора - это не частные кредиты, это корпоративные кредиты. Корпорации суммарно должны погасить банкам порядка 110 миллиардов долларов кредитов, начиная с августа до февраля следующего года. Корпорации должны погасить. Суммарный долг корпораций, который они должны погасить в течение 12 месяцев, приблизительно 229 миллиардов долларов. Я думаю, что проблема будет идти оттуда. Я думаю, что 20 процентов до конца года - это реальный прогноз по уровню просрочки, если учитывать все тело кредита.

Сергей Сенинский: В этих 20 процентах общей просроченной задолженности доля потребительских кредитов будет, видимо, в разы меньше. Какими темпами оба вида задолженности нарастают уже сейчас?

Рустам Боташев: Что касается частных заемщиков, ситуация, как оказалось, гораздо лучше, то есть рост просрочки по кредитам частных заемщиков гораздо меньше - порядка 17 процентов с начала года, в отличие от 53 процентов по корпоративным кредитам. Это подтверждает еще раз, что проблема будет идти с корпоративного сектора.

Сергей Сенинский: Многие зарубежные аналитики считают нарастающую просроченную задолженность по кредитам российским банкам главной проблемой в ближайшие месяцы не только для самой банковской системы, но и для всей российской экономики.
Под просроченный кредит банк обязан создавать из собственных средств специальный резерв, который в общем балансе банка относится к убыткам. В таких условиях еще труднее ожидать, что банк будет расширять объемы кредитования кого бы то ни было.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG