Ссылки для упрощенного доступа

Мы демотивируем бизнес


Согласно рейтингу ФБК, убежище от кризиса находится где угодно, только не в России и не на Украине
Согласно рейтингу ФБК, убежище от кризиса находится где угодно, только не в России и не на Украине

Антикризисные меры, принимаемые правительствами Украины и России, наименее результативны. К такому выводу пришли эксперты аудиторской компании ФБК, рассчитавшие индекс антикризисной эффективности для восьми стран, статистика по которым приходит наиболее оперативно. В этот список, помимо России и Украины, вошли также США, Франция, Канада, Германия, Великобритания и Казахстан.


Методику и результаты исследования в интервью Радио Свобода прокомментировал директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.


— В оценке того, насколько страна успешно борется с кризисом (а хотелось провести сравнительный анализ для разных стран), нас не могло удовлетворить использование только одного показателя, будь это ВВП, индекс промышленного производства или уровень инфляции. Поэтому была идея взять совокупность основных экономических показателей, которые характеризуют не только чистую экономику, но и социальную сферу, - и на основании того, как изменяются эти показатели в целом, вывести индекс. Его можно было бы еще назвать сводным индексом экономического развития. А в условиях кризиса именно экономическое развитие свидетельствует о результативности антикризисных мер. Поэтому индикатор, в котором учтены изменения 14 основных социально-экономических показателей, мы и назвали индексом антикризисной эффективности.


— В отчете ФБК говорится, что у России сейчас один из наихудших показателей антикризисной эффективности. Как менялся этот индекс у страны с начала исследований?


— Мы рассматривали данные, начиная с конца лета прошлого года. Тогда российские показатели были достаточно приличными, но потом началось быстрое снижение. Если еще в августе-сентябре Россия была в верхних строках списка, то в октябре она уже фактически легла на дно в том смысле, что индекс у нее оказался одним из худших. Начиная с октября, Россия вместе с Украиной фактически держат первое-второе место с конца — в декабре и январе Украина показала наихудший результат и замкнула список.


— А какие страны из вашего списка показывают сейчас наибольшие достижения в борьбе с экономическим кризисом?


— С конца лета по январь из рассматриваемых стран индекс поднимался у Германии и Великобритании. Что касается Германии, то здесь у меня никаких сомнений нет — все-таки там более ответственная антикризисная политика, нет накачки экономики ликвидностью, характерной для США и Великобритании. Собственно говоря, это и было разногласием между США с Великобританией и странами еврозоны накануне Лондонского саммита: то ли продолжать бороться, накачивая ликвидность, то ли принимать другие меры. Второй подход себя более оправдывает. Европейские страны — в большей степени Германия и в меньшей степени Великобритания — демонстрируют движение к такой более ответственной антикризисной политике, и, я думаю, этим и объясняется их рост в нашем сравнительном рейтинге.


— Но вернемся к России, где, согласно официальным заявлениям властей, на поддержку национальной экономики уже выделен не один триллион рублей. Почему эти действия не приводят к желаемым результатам?


— Мы демотивировали и демотивируем бизнес к активной антикризисной деятельности с помощью элементов этого самого "ручного" управления — то одному предприятию дадим сотню миллиардов рублей, то другому. Правительство составило список из 295 системообразующих предприятий, он дополнен еще списками регионального значения. Получается, что если вы туда войдете, то у вас будут госзаказы, или даже государство напрямую поможет, войдя в уставный капитал. Вот кормушка, к которой главное протоптать дорогу. Предприятия резонно рассуждают: зачем снова бороться за получение кредитов в банке, если государство, в случае попадания в список, даст деньги напрямую? Зачем платить налоги, если обещают реструктуризацию налоговой задолженности? Самое страшное, что можно сделать, противодействуя кризису в рыночной экономике — это отбить стимулы у рыночных агентов и предприятий. Получается, что с одной стороны мы накачиваем банковскую систему деньгами, а с другой — расхолаживаем реальный сектор благодаря этим спискам и раздачей миллиардов рублей избранным.

XS
SM
MD
LG