Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. В Великобритании вышла книга о самых отвратительных мужчинах и женщинах


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.

Кирилл Кобрин: Известный британский историк Саймон Сибаг Монтефиоре недавно опубликовал новую книгу под названием "Чудовища", c подзаголовком "История самых отвратительных мужчин и женщин". Книга содержит жизнеописания самых знаменитых преступников в истории человечества.

Наталья Голицына: Новая книга Монтефиоре не претендует на философский анализ зла или на психологический анализ преступных побуждений своих героев. Это занимательные литературные портреты ста одного знаменитого злодея, чудовища, монстра, преступившего границы добра и человеческих установлений. Автор рассказывает о них в хронологическом порядке, начиная с античных времен и до наших дней. Некоторые чудовища убивали членов своей семьи, другие приказывали убивать миллионы невинных. Одни были маньяками, другие обожаемыми государственными деятелями. В этом списке разномасштабных убийц Нерон и Каллигула, Тамерлан и английский король Генрих VIII, Лукреция Борджиа и Джек Потрошитель, Робеспьер и Гимлер, Гитлер и Сталин, Пол Пот и Мао Цзэдун. Завершается книга портретами Слободана Милошевича и Усамы бин Ладена. Что касается российской истории, то автор книги извлёк из нее только шесть монстров: Ивана Грозного, Ленина, Сталина, Ежова, Берию, и барона Унгерна. Перед титульным листом книги Монтефиоре поместил портрет Сталина. И это символический, многозначительный жест. Автор книги хочет сказать, что считает советского тирана сверхчудовищем и своего рода главарем этой международной стоглавой банды «самых отвратительных мужчин и женщин». В интервью Радио Свобода Саймон Сибаг Монтефиоре так описывает характер Иосифа Сталина.

Саймон Сибаг Монтефиоре: Он всегда вел себя как заговорщик. Уже в молодые годы Сталин полностью сформировался как личность. Не столько его детство, сколько его молодые годы, когда он был боссом грузинских гангстеров, повлияли на его дальнейшее поведение и на его политическое мышление. Думаю, что его эмоциональная сфера была серьезно чем-то повреждена. Его всегда отличали параноидальные и жестокие поступки. Человеческие, гуманные чувства были ему мало свойственны.

Наталья Голицына: Сказал Саймон Сибаг Монтефиоре. Известный британский криминальный эксперт, редактор журнала Crime Time и автор "Энциклопедии британской криминальной литературы" Барри Форшоу опубликовал в лондонской "Таймс" обширную рецензию на книгу Монтефиоре "Чудовища". В интервью Радио Свобода он делится мыслями, которые возникли у него при чтении этой книги.

Барри Форшоу: Хотел бы я знать, что нам больше свойственно: стремление к добру, альтруизму или злу. Однако мы инстинктивно чувствуем, что добро должно возобладать, иначе мир будет ввергнут в хаос. К примеру, реакция большинства стран цивилизованного мира на режим Мугабе в Зимбабве, говорит о том, что там правит очередное чудовище. Мы естественным образом ужасаемся, когда сталкиваемся с такими людьми и с такими режимами. Мне хочется думать, что, хотя нас трудно назвать идеальными людьми, тем не менее большинству из нас всё же удается контролировать свои инстинкты, в том числе и свойственный нам импульс зла.

Наталья Голицына: Барри Форшоу считает, что многие герои книги Монтефиоре совершали чудовищные преступления, руководствуясь самыми добрыми побуждениями, и что дорога в ад нередко бывает вымощена благими намерениями.

Барри Форшоу: Очень интересный вопрос: почему многие идеологии, которые, казалось бы, руководствуются самыми благими намерениями, превращаются в конечном итоге в источники зла? Возможно, как считал Черчилль, всё дело в том, что власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Но характерно, что такая политическая идеология, как правило, занимается оправданием своего зла.

Наталья Голицына: Среди героев книги Монтефиоре немало женщин: императрица Византии Феодора и императрица Китая Цы Си, Лукреция Борджиа и Кровавая Мэри, Елизавета Батори и мадам Мао (супруга Мао Цзэдуна). По мнению Барри Форшоу, чудовищное зло, творимое женщинами, особенно поражает.

Барри Форшоу: Нас особенно ужасают совершающие преступления женщины. В Британии, например, Мэри Хэндли вызывала гораздо больший ужас, чем убийцы-мужчины, потому что традиционно мы ждем самого худшего от мужчин, а не от женщин. Вот почему совершающие чудовищные преступления женщины нас так пугают. Мадам Мао ужасает нас гораздо больше, чем ее муж, поскольку нам изначально известно, что он собой представляет. Но мы бываем шокированы, когда узнаем, скольких людей загубила эта чудовищная женщина. Впрочем, влияние их брака здесь ни при чем, известно, что они не любили друг друга.

Наталья Голицына: Можно ли считать, что чудовища, выведенные в книге Монтефиоре, обладали особой предрасположенностью ко злу, были выродками рода человеческого или же, как считает Ханна Арендт, даже масштабное зло банально и нередко его совершают самые обычные люди? Барри Форшоу…

Барри Форшоу: Думаю, что нужно всё же обладать особым типом личности, чтобы совершить зло вселенского масштаба. Обычный человек на это не способен. Он способен лишь на мелкие преступления, на зло небольшого масштаба. Даже такие серийные убийцы, как Фред и Розмэри Уэсты, убившие в Англии 12 молодых женщин, были по существу мелким злом по сравнению с убийцами, обладавшими государственной властью. Характерно, что зло притягательно, оно захватывает. У всех нас нередко возникает побуждение совершить нечто недоброе в отношении некоторых людей или сказать им, что мы в действительности о них думаем, но мы сдерживаемся и не делаем этого. Мы компенсируем эту сдержанность чтением о преступлениях, совершаемых другими. Читая о них и ужасаясь, мы явно получаем определенное удовольствие, после чего, как правило, возвращаемся в свою безопасную и лишенную зла жизнь.

Наталья Голицына: Говорил известный британский криминальный эксперт, редактор журнала Crime Time Барри Форшоу.
XS
SM
MD
LG