Ссылки для упрощенного доступа

Астрахань – чем кормить корову


В эфире Астрахань, Галина Маркина:

Анвярь Абдуллаев: Муж и жена. Оба безработные. Еще там старший ребенок. Вот они втроем могут по максимуму получать каждый где-то около 58 тысяч годовой субсидии. На 50 тысяч, я думаю, можно что-то купить и начать свое дело. Мы не требуем возврата денег. Это деньги, которые ему отдаются и все. Мы можем подготовить ему бизнес-план за счет наших других денег.

Галина Маркина: Говорит исполняющий обязанности руководитель Агентства по занятости населения Анвярь Абдуллаев.
В Астраханской области для местных жителей разработана целевая программа "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда". Один из её пунктов звучит как самозанятость,
Действительно ли это так, мы решили спросить у тех, кто уже имеет домашнее подворье. Марина Полякова – учитель-технолог в средней школе села Ветлянка Енотаевского района. Со своими учениками делает просто чудеса. На территории школы соорудили фонтан, бассейн, беседки. В общем, талантливый педагог, каких и в городе редко встретишь. Однако, дома всё иначе. Осуществлять какие-либо творческие задумки некогда. Хозяйство требует времени и сил. Ведь, если не будешь держать хоть какую-то живность – на учительскую зарплату не прожить, объясняет Марина.

Марина Полякова: Я сама скотину держу, овец, коров. Но с каждым годом становится все сложнее и сложнее. Потом даже такие мысли, что это все придется прекращать.

Галина Маркина: Сегодня в Ветлянке не более 25 человек держат овец и крупнорогатый скот, который, как выяснилось некому пасти. Люди формируют что-то вроде графиков дежурств, и по очереди выступают в роли пастуха. Совмещать две работы сложно. Хотя, как говорит глава Ветлянки Раиса Поповичева, к этим трудностям давно уже нужно привыкнуть.

Раиса Поповичева: Мы составляли очереди и утверждали эти очереди. Мы лет десять так делаем. Такая проблема - ты пасёшь плохо, ты не напоил скотину. Знаете, какие люди все-таки… Поэтому не все пастухи выдерживают эти претензии.

Галина Маркина: Работа пастуха, как известно, ответственная, а за ответственность платить никто не хочет, потому что не чем. В месяц пастух требует около 20 тысяч рублей. Откуда взять такие деньги, если работа есть только в школе, в Доме культуры, в двух магазинах и администрации. А ведь ещё необходимо чем-то животину кормить. Казалось бы, всё оно рядом – вот трава, вот вода. Но не всё так просто, говорит жительница Ветлянки Татьяна Винокурова.

Татьяна Винокурова: Все поля заняты. Сено не заготавливают. Пасти скотину негде. Корма заготавливать негде.

Галина Маркина: В результате подворья остались у единиц. Не выгодно стало его держать. С этим в корне не согласна глава села, она считает, что в действительности люди опустили руки:

Раиса Поповичева: Проблема у нас с сеном. В каком смысле? Вот раньше был колхоз, мы выписывали сено. Практически они доставляли его нам. Колхоза не стало. Ну, как не стало? Колхоз существует, но сам он не заготавливает сено. Он сам его покупает. Сено очень доступное сейчас, очень его много. В Пришибе, в Цыган-Аман, где его заготавливают. Сейчас нет в колхозе техники, значит, ты его приобретай сено. Выпиши, и его тебе привезут с доставкой. Проблемы нет в этом. Люди уже просто не хотят. Хотя я считают, что сено доступно, плати ты только за него.

Галина Маркина: Насколько сено доступно и о первых трудных шагах развития личного подсобного хозяйства рассказала глава соседнего села Копановка Анна Кузнецова.

Анна Кузнецова: Была в прошлом году 1200 - 1500 продавали. В этом году, я так думаю 1800 – 2000. Очень дорого. Если вы посчитаете… Я всегда привожу пример. Чтобы доход получить от вашей коровы, вам нужен приплод. Вам нужно ждать 9 месяцев. Сразу вы его не продадите. Вам нужно, чтобы он подрос. И опять, если вы такая рачительная хозяйка, вы смотрите – телочка. Вы радуетесь, телочка - воспроизводство пошло. Воспроизводство пошло, но денег-то у вас нет. Вы только начинаете.
На следующий год корова вам уже бычка принесла. Вы планируете. Ага, бычка я продам, но, чтобы продать вашего бычка, хотя бы 8-9 месяцев он должен попастись на хороших кормах за Волгой. Вы сдаете этого бычка. К вам приходит перекупщик и говорит – бычок что-то у вас там ребра, там. Вы, естественно, нахваливаете, а он говорит – я у тебя его куплю тысяч за 8. Корову хорошую до этого вы купили за тысяч 15. За эти полтора года вы, естественно, она отелилась, молоко есть, вы его сдаете в колхоз, сено берете. Три тонны сена нужно вам на корову плюс еще у вас телочка и бычок. Значит, у вас три тонны сена, и пускай на этих двоих еще три тонны возьмете. 6 тонн на 1500. 9 тысяч вы только-только на сено потратите.

Галина Маркина: Поэтому сейчас в основном фермеры переходят на овцеводство. Исконным обитателям степи не требуются заливные луга. Но чтобы поставить ферму, нужно иметь колодец. Такие земли уже разобраны, хотя никто не запрещает их искать. Найдёшь – будет твоё, конечно, после оформления документов. А потом можно взять и кредит на развитие. Так сделала и глава крестьянско-фермерского хозяйства Фатима Талимова. Их семья держала скот, можно сказать, всю жизнь. С 2000 года, после сокращения на работе, решила заняться хозяйством всёрьез. Сегодня она держит 400 овец и 20 голов крупнорогатого скота. Поголовье увеличила за счёт кредитных ресурсов. Но не всё так гладко пошло с кредитом, как хотелось бы.
В растениеводстве тоже немало проблем. В первую очередь новичку нужно найти хорошую землю, под наклоном для полива, затем – качественные семена. Фермеры, которые выращивают овощные и бахчевые культуры не первый год, сотрудничают с только с проверенными поставщиками семян, поэтому риски снижены. А в период урожая встаёт вопрос о рынках сбыта. Это основные трудности, говорит глава Ветлянки Раиса Поповичева.

Раиса Поповичева: У кого есть машина – вывозят, но она есть не у всех. В основном сидят около дороги. Раньше был консервный завод. Вовремя не сдал продукцию, смотришь, переспевает, нет клиентов, не берут, значит, можно будет сдать на консервный завод, на томаты. А сейчас консервного завода нет.

Галина Маркина: На строительство консервного завода в Енотаевском районе необходимо несколько десятков миллионов рублей. Сейчас ищут инвестора. В период кризиса – это нелегко. И всё же, несмотря на многочисленные препятствия, энтузиасты ещё остались и, как выяснилось, число их только увеличивается. В Енотаевском районе количество крестьянско-фермерских хозяйств за три год выросло в несколько раз, отмечает начальник сельскохозяйственного отдела муниципального образования Александр Зацепин.

Александр Зацепин: С 215 до 480 рост крестьянско-фермерских хозяйств. Когда появилась возможность брать кредиты с субсидированной процентной ставкой, то у нас в районе активно личные подсобные хозяйства стали увеличивать свое поголовье. Коли они увеличивают свое поголовье, то мы тоже ведем работу в рамках того, что говорим – уважаемые, вы выросли из личного подсобного хозяйства. Вам необходимо регистрироваться в крестьянско-фермерское хозяйство. Потому что вам необходимо строить животноводческое помещение. А по закону строительство животноводческих точек или помещений – это уже прерогатива крестьянско-фермерского хозяйства. И так люди сами уже вырастают из ЛПХ в крестьянско-фермерские хозяйства. Мы тогда уже выделяем пастбища, сенокосы. Отрадно заметить, что много и молодых семей до 30 лет, по 28 лет, даже есть 26 лет, которые строят с нуля новые точки.

Галина Маркина: Сегодня на уровне региона стоит вопрос об оказании помощи начинающим фермерам в электрификации. Ведь провести линию электропередач, поставить трансформатор начинающим фермерам в одиночку не под силу.
XS
SM
MD
LG