Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Я бы в госслужащие пошел - новый выбор выпускников американских вузов


Программу ведет Юрий Жигалкин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Аллан Давыдов, Ян Рунов.

Юрий Жигалкин: Экономические трудности и их последствия заставляют многих молодых американцев поменять представления о том, что высокопарно называется выбором жизненного пути. Для большинства из них это сугубо утилитарный выбор. Десятилетиями две-три профессии гарантировали высокий уровень жизни. И государственная служба не была в этой обойме. Рассказывает Аллан Давыдов.

Аллан Давыдов: Как могут измениться представления молодых американцев о престижности работы пока не совсем понятно. В основном это будет зависеть от состояния экономики и рынка труда. Вместе с тем экономическая ситуация - это лишь часть соображений. Престиж, предполагаемый круг общения - вот другая часть ожиданий, связанных с будущей работой. Сегодня появились первые признаки того, что в предстоящие годы мечта об идеальной карьере будет связана не столько с работой на Уолл-Стрит или в области юриспруденции, традиционно обеспечивавшими высокий уровень доходов, сколько с должностью в государственных структурах, которые, скорее всего, будут расширяться в результате осуществления программ стимулирования экономики.
Эксперты начинают осторожно поговаривать о появлении новой модели карьерных предпочтений. Они основываются на статистике подаваемых этой весной заявок на поступление в вузы и выбора студентами учебных курсов, на предварительных результатах трудоустройства будущих выпускников и на отдельных суждениях студентов и профессоров. Оказывается, что Уолл-Стрит уступает место лидера в выборе молодежи государственной службе, социальной сфере, наукам и даже преподавательской работе.
Прокомментировать нынешние тенденции в выборе карьеры я попросил аналитика Института общественного интереса в штате Айова Дебору Торнтон.

Дебора Торнтон: У нынешних студентов по-прежнему велик интерес к сфере бизнеса - управлению, финансам и анализу хозяйственной деятельности, вычислительной технике и информатике. Другая интересующая их отрасль связана с медициной. Причем не обязательно с врачебной практикой как таковой, ибо получение степени в медицине требует много времени и огромной целеустремленности. Речь скорее о специалистах по уходу за больными и по организации здравоохранения. Также повысился интерес к карьере в области воспитания детей и школьного образования.
Рецессия повлияла и на то, что все больше выпускников вузов теперь возвращаются жить в родительский дом после выпуска, и ищут постоянную работу в родных местах. Например, так поступает большинство дипломированных выпускников родом из малых городов у нас в Айове. Они уже не едут в Чикаго или в Вашингтон в поисках работы.

Аллан Давыдов: И какова же их мотивация при выборе работы?

Дебора Торнтон: Из бесед с местными студентами я прихожу к выводу, что они все еще остаются во власти идеалистических представлений о том, какие варианты ждут их по окончании вуза. Они говорят, что им нужна только та работа, которая им будет нравиться. Такие суждения с точки зрения зрелого человека - мало реалистичны. В жизни ты часто вынужден работать где угодно, чтобы в состоянии оплачивать счета.

Аллан Давыдов: Но это, напомним, в провинциальной Айове. По оценкам же экспертов одного из самых престижных университетов - Гарвардского - если прежде до 40 процентов его выпускников шли в финансы и бизнес-консалтинг, то в текущем году эта категория получателей дипломов изберет совершенно другой путь.

Юрий Жигалкин: Многие из них наверняка выберут государственную службу. Об этом феномене Ян Рунов попросил рассказать профессора Рочестерского университета в штате Нью-Йорк Клиффорда Смита.

Клиффорд Смит: Довольно очевидно сейчас, что гораздо больше, чем прежде, выпускников университетов ищут работу в государственном секторе. При нынешнем состоянии экономики правительственные учреждения - федеральные, штатные и городские - предлагают наиболее широкие возможности для работы.

Ян Рунов: Вы имеете в виду более высокую и более стабильную оплату труда?

Клиффорд Смит: Я полагаю, всегда будет выше компенсация за труд на Уолл-стрите, чем на государственной работе. Наиболее целеустремлённые и талантливые выпускники университетов, особенно финансово-экономических факультетов и школ бизнеса, думаю, всегда предпочтут частный сектор государственному. Нынешнее положение, когда многие ринулись искать работу в государственном секторе, - явление временное и краткосрочное. Бывали периоды в истории Америки, когда государственная служба считалась престижной и выгодной для молодых людей с университетскими дипломами. Но только как трамплин, как начало карьеры. Например, для выпускника университета низовая должность помощника аналитика в Федеральном резервном банке давала возможность работать рядом с высоко профессиональными экономистами. И если молодой человек мечтает пойти в аспирантуру, чтобы получить научную степень доктора экономических наук, то даже двухлетний опыт работы в Федеральном резерве - для аспирантуры лучшая подготовка, о какой можно только мечтать. Хотя зарплата там несравнимо ниже, чем, скажем, начальная зарплата в компании "Голдман-Сакс".

Ян Рунов: Какие факультеты в вашем университете, Рочестерском, испытывают наплыв студентов, а в каких явный недобор?

Клиффорд Смит: Исторически, большинство наших студентов готовили себя для работы в финансовом секторе. Одни стремились попасть на работу в сберегательные или коммерческие банки, в страховые компании. Другие, хотя и шли на производственные, промышленные предприятия, но тоже в финансовые отделы. Именно там ещё совсем недавно была наиболее высокая конкуренция. Теперь положение изменилось. Не могу сказать, что студенты перестали мечтать о карьере финансиста или бизнесмена, но в аспирантуре их стало меньше. Впрочем, сейчас любую работу найти трудно. Положение на рынке труда сложное.

Ян Рунов: Это было мнение Клиффорда Смита, профессора Рочестерского университета.
XS
SM
MD
LG