Ссылки для упрощенного доступа

Дело «Трех китов»: борьба с коррупцией или перестановка мебели в Генпрокуратуре


Многие связывают возобновление мебельного дела с отставкой Владимира Устинова
Многие связывают возобновление мебельного дела с отставкой Владимира Устинова



Генеральная прокуратура России возобновила работу по делу в рамках так называемых мебельных махинаций. Речь идет о мошенничестве при оформлении таможенной пошлины со стороны мебельных торговых домов «Гранд» и «Три кита». Это дело, прогремевшее в начале текущего десятилетия, потом фактически было закрыто - и вот произведены новые аресты. Часть журналистов связывает оживление этого дела с недавней отставкой генерального прокурора Владимира Устинова. Впрочем, есть и другие версии.

Генпрокуратура заявила о пяти арестованных фигурантах так называемого «мебельного дела». Ранее все они входили в руководство торговыми центрами «Три кита» и «Гранд». Сергей Зуев, Андрей Саенко, Андрей Латушкин и супруги Павел и Ирина Подсотские представляли сеть различных фирм, через которые, по мнению следователей, и работала схема поставки контрабандной мебели.


Генпрокуратура уже заявила, что государство потеряло на этом миллионы. Вот некоторые цифры, которые привел официальный представитель Генпрокуратуры Виктор Потапов: «Следствие изучило представленные компетентными органами иностранных государств материалы по 50 партиям поставленного товара. Только в этих партиях контрабандным путем в Россию было ввезено около 400 тонн мебели и других товаров общей стоимостью 62 миллиона рублей. При этом не были уплачены таможенные платежи более чем на 18 миллионов рублей».


О деле «Трех китов», возбужденном в октябре 2000 года, российская пресса заговорила спустя год, когда осенью 2001 года высокопоставленные чиновники Государственного таможенного комитета дали пресс-конференцию. Тогда они сообщали, что им не дают привлечь к ответственности владельца мебельных центров «Гранд» и «Три кита» Сергея Зуева. Более того, по словам таможенников, Генеральная прокуратура грозилась привлечь к ответственности их самих, чтобы особенно не усердствовали.


Позже Генпрокуратура забрала дело из следственного комитета МВД и прекратила его, зато к уголовной ответственности привлекли члена следственного комитета МВД Павла Зайцева, который и вел дело «Трех китов». В конце концов он был приговорен к двум годам лишения свободы условно. Пострадала и судья Московского городского суда Ольга Кудешкина, рассматривавшая дело капитана Зайцева, - она неоднократно заявляла о том, что в ходе судебного следствия на нее оказывали давление - сначала гособвинитель, а затем и председатель Мосгорсуда Ольга Егорова. В итоге Кудешкину разжаловали, а дело передали на рассмотрение другому судье: «На таможне допускается очень много правонарушений, и такие дела расследуются, взыскиваются с виновных лиц таможенные пошлины, которые они недоплатили или которые совсем не заплатили. Но вот это дело почему-то не стало простым, рядовым делом, какими бывают обычные такие дела. Я это связываю с тем, что по этому делу была заинтересованность высокопоставленных лиц и в Генпрокуратуре, и, в том числе, центрального аппарата ФСБ. Именно с этим было связано то, что расследование по делу было прекращено, что дело было затребовано из следственного комитета МВД в Генеральную прокуратуру и там, по существу, это дело было развалено. Вместо того, чтобы наказать виновных и привлечь к уголовной ответственности, если имела место на самом деле контрабанда мебели, вместо этого привлекли к уголовной ответственности следователя Зайцева. И вот тут суду надо было быть над схваткой, однако мне этого сделать не дали», - рассказывает сама Ольга Кудешкина.


Даже сейчас, когда аресты все же произведены, руководитель следственной бригады Генеральной прокуратуры Владимир Лоскутов говорит, что работать было очень тяжело - слишком многие не хотели, чтобы дело «Трех китов» дошло до суда: «Лица, которые проходили по этому делу, имели большие связи и в правоохранительных органах Москвы, имели больших покровителей. Я думаю, вообще, если бы ни поддержка первого лица государства, президента Российской Федерации, неизвестно, как бы закончилось расследование этого дела».


Впрочем, обозреватель газеты «Коммерсант» Екатерина Западинская, которая следит за развитием событий вокруг «Трех китов», считает, что аресты могли состояться и раньше, с приходом нового руководителя следственной группы Владимира Лоскутова: «Я не знаю, почему следователь Лоскутов, который был назначен лично президентом для расследования этого дела в 2003 году, именно сейчас решил арестовывать пятерых подозреваемых. Я полагаю, что он это мог сделать раньше, но или ему не давали на это добро в Генеральной прокуратуре, или ему на это не давали добро в Кремле».


Тем временем, журналисты центральных российских телеканалов увидели связь между состоявшимися в Москве арестами и сделанным накануне заявлением Владимира Путина, говорившего о необходимости вести жесткую борьбу с коррупцией: «И впредь будем заниматься этим. И еще более жестко, более эффективно и последовательно», - сказал тогда российский президент.


Так чего же больше в этом деле - политики, желания бороться с коррупцией или заинтересованности следственных органов в том, чтобы вернуть государстве недоплаченные таможенные сборы? «Несомненно, тот факт, что постановления на задержание всех шестерых граждан во главе с господином Зуевым были подписаны непосредственно исполняющим обязанности генерального прокурора Юрием Бирюковым, свидетельствует о том, что решение это принималось на уровне политическом. Многочисленные упреки в адрес Бирюкова о его пристрастности к Зуеву и к этому делу, звучали практически отовсюду. После этого человек подписывает постановление об аресте этого самого Зуева - понятно, что просто так это не бывает», - говорит депутат Государственной Думы Александр Хинштейн.


Говорить о скором начале судебного следствия пока преждевременно. Тем более что сегодня «Российская газета» сообщила, что, кроме пятерых арестованных по делу «Трех китов», суд рассматривает еще одну просьбу прокуратуры - на задержание шестого по счету гражданина.


XS
SM
MD
LG