Ссылки для упрощенного доступа

Парад претендентов на то, чтобы стать преемником Путина


Михаил Соколов
Михаил Соколов




Андрей Шарый: Президент России Владимир Путин заявил на этой неделе, что он не пойдет на третий президентский срок, хотя знает результаты опросов общественного мнения по этому поводу. При этом Путин заявил, что список претендентов на пост главы государства не очень велик, и что потенциальный президент может оказаться вовсе не тем, кого сейчас претендентом считают. Вот выбор самого Путина: его герой должен быть порядочным, честным, профессиональным, умеющим брать на себя ответственность за судьбу страны. Таких в российской политике – хоть пруд пруди, и этот факт подтвердился на минувшей неделе, когда видные кремлевские деятельности делали громкие заявления о своем видении развития России на Международной экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Специальный корреспондент Радио Свобода, обозреватель Радио Михаил Соколов назвал этот форум парадом претендентов в президенты.



Михаил Соколов: Санкт-петербургский экономический форум – мероприятие рекламное. На территории ЛенЭкспо развернулась выставка достижений народного хозяйства путинского периода. Вслед за президентом Владимиром Путиным в Питер на форум потянулись и столпы режима. В зале не хватало только руководителя правительства Михаила Фрадкова. Но зачем он нужен, если зам председателя кабинета министров Дмитрий Медведев выступил почти с премьерской речью: Россия не сможет конкурировать в массовом производстве товаров с Китаем, но у нее есть лидерские позиции в ряде секторов экономики. По версии Дмитрия Медведева, Россия будет предлагать миру свои интеллектуальные и транспортные услуги, более эффективно использовать природные ресурсы, увеличит глубину их переработки, создаст условия для прихода частного капитала в инфраструктуру.


Медведев, естественно, рекламирует национальные проекты, как долгосрочные инвестиции в человека. Обещает помочь созданию в России крупных компаний мирового уровня и хочет принять меры для их внешнего продвижения. По мнению экспертов, вице-премьер показал подход к управлению Россией как корпорацией, во главе которой находится закрытое акционерное общество «питерские». Медведев провел рекламное турне по объектам социальной сферы Ленинградской области.


Министр финансов России Алексей Кудрин в своем выступлении углубил программу вице-премьера Медведева пропагандой антиинфляционных мер. Он смело заявил: правительство не имеет права делать ошибок, но оно их делает. Кудрин считает, что снижение темпов экономического роста, которое может сохраниться в ближайшие три года, связано с тем, что недостаточно нейтрализуются нетрудовые нефтяные сверхдоходы, цены растут, дорогим остается кредит, недостаточно инвестиций.



Алексей Кудрин: Я, к сожалению, вижу только в других странах. Китай проводит более жесткую финансовую политику и не только сдерживает курс юаня, при более сильном притоке валюты снижает инфляцию. То же делает Норвегия, то же делает ближайший нам друг Казахстан. Нам тоже надо это делать. Президент в этом смысле поддерживает эти задачи, и он ее выдвинул как прирост государственных доходов только на основе прироста ВВП, а не за счет нефтедолларов. Это нужно выполнить политически такое указание. Кроме того, конечно, надо разъяснять более широким слоям, которые формируют политические платформы в стране.



Михаил Соколов: Алексей Кудрин выступил против популистских идей отказаться от плоской шкалы подоходного налога. Зато главной задачей в социальной сфере назвал ускоренное повышение пенсий с нынешних 25% от последней зарплаты до 50%. Алексей Кудрин пытался выступать как политик.



Алексей Кудрин: Конечно, экономический форум решает самую главную экономическую проблему: как в стране добиться того темпа экономического роста, который обеспечил бы более высокие доходы каждого гражданина. Как обеспечить, чтобы в России был высокий уровень образования, это было высокоинтеллектуальное общество, не общество, которое зависит только от продажи энергоносителей. Мы не должны все работать на буровых вышках, мы должны работать в университетах, создавать интеллектуальный продукт, который станет более конкурентоспособным.



Михаил Соколов: В качестве оппонента либералам себя позиционировал крепкий хозяйственник из КГБ, глава РАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Его тоже называют преемником президента. Он стал вдруг дискутировать с модными шведскими экономистами Кьеллом Нордстреймом и Йонасом Риддерстрале, авторами книги «Экономика в стиле фанк», которые говорили о так называемой американской мечте, как об универсальной идеологической модели развития. Для Якунина же главное, как он сказал, правильно поставить задачи и найти профессиональных людей.



Владимир Якунин: Я не против либерализации экономики, в том числе экономики российской. Я против утверждения, что рынок решит все сам. Потому что я не вижу, каким образом рынок уберет с улиц три миллиона детишек, которые там сегодня болтаются.



Михаил Соколов: А американская мечта не подходит?



Владимир Якунин: Она подходит американцам. Наша собственная мечта должна быть другой. И это мечта о том, чтобы наши дети, да и среднее поколение, такое как вы, не хотели уезжать из России, а хотели в России жить и работать.



Михаил Соколов: Ныне уже отставного Генпрокурора Владимира Устинова, было время, как и его зама Владимир Колесникова силовики, говорил политолог Станислав Белковский, предлагали Путину в наследники. Какие взгляды доминировали бы в этом случае, хорошо показал на форуме зам Генерального прокурора России Владимир Колесников.



Владимир Колсников: 12 семей страны присвоили 92% собственности. Число миллиардеров в нашей стране достигло 44 человек. Однако бедному ничуть не лучше от того, чтобы наши олигархи вошли в список пятисот богатейших людей мира.



Михаил Соколов: Владимир Колесников не только пугал инвесторов раскулачиванием, он предложил изменить конституцию, Совету безопасности предоставить право надзирать не только за силовыми ведомствами, но и за судами. На таком фоне «ястребом» не кажется вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов, рассуждавший о подъеме военно-промышленного комплекса во вполне либеральных терминах. Вице-премьер Сергей Иванов не видит никаких политических проблем в том, чтобы проводить масштабные совместные российско-американские проект и одобряет привлечение в сектор ВПК частного иностранного капитала.



Сергей Иванов: Такие мега-проекты как «Морской старт», они могут возникнуть только в том случае, если есть взаимная заинтересованность сторон, в том числе и коммерческая. Если ее нет, на нет и суда нет. Все контракты, которые существуют, они, безусловно, будут выполняться. И в качестве примера могу привести достаточно уникальный случай с другой американской компанией АЛКО. Мы запустили АЛКО на наш рынок, но потребовав, конечно, прописать очень подробно так называемые поведенческие условия. АЛКО не может и не имеет права отказаться от выполнения оборонных контрактов в интересах Министерства обороны Российской Федерации. Это первый случай. Политических ограничений я не вижу, но прошу четко отделять экспортный контроль с коммерческими проектами.



Михаил Соколов: Сергей Иванов открыл в Петербурге футбольное поле и зимний легкоатлетический стадион. Что думают о параде преемников эксперты? Говорит руководитель Ассоциации частных и приватизированных предприятий Григорий Томчин.



Григорий Томчин: Парад происходит в прессе. В прессе происходит действительно парад претендентов, причем на неожиданных площадках. То кто-то награждает короля Саудовской Аравии, то кто-то произносит либеральные речи при социальных направленностях. Это парад. Назначение будущего Генпрокурора – это парад. Это не парад, просто иерархия: приехал президент, они все приехали, они не могут не приехать.



Михаил Соколов: Мнение главного редактора журнала «Эксперт» Валерия Фадеева.



Валерий Фадеев: Наступает очевидно важный политический период перехода власти к новому парламенту, а главное - к новому президенту. И я бы не стал это воспринимать как парад преемников, а просто это естественная актуализация реальной политической жизни, реальной идеи политики и реальной политической борьбы, она просто не всегда видна. Концепция «преемник», ее мощность все-таки преувеличена. Мне кажется, что идейная политическая борьба имеет очень важное значение. И конкуренция лиц, за которыми есть идеи.



Михаил Соколов: Итак, Владимир Якунин нападает на либерализм, Алексей Кудрин его отстаивает, Сергей Иванов доброжелательно демонстрирует себя как толерантного партнера менеджерам западных крупных компаний, а Дмитрий Медведев показывает программу премьерского уровня. Дискуссия о будущем России идет в верхушке, внутри которой развернулась борьба за власть. А все это соперничество в питерском клане освещено показанной не раз крупным планом на гигантских экранах в зале форума явно ироничной усмешкой нынешнего президента России Владимир Путина - единственного выборщика.


XS
SM
MD
LG