Ссылки для упрощенного доступа

Кто ответит за пытки?


История с пытками на американской базе в Гуантанамо стала катализатором дискуссий о недопустимости пыток по отношению к террористам
История с пытками на американской базе в Гуантанамо стала катализатором дискуссий о недопустимости пыток по отношению к террористам
Станут ли высшие сотрудники администрации Джорджа Буша объектом уголовного преследования за одобрение жестких форм дознания по делам о терроризме? Хотя президент США Барак Обама прямо не говорит об этом, подобный поворот событий, по мнению юристов, не исключен.

Согласно докладу сенатского комитета по разведке, Кондолиза Райс имеет отношение к самому раннему эпизоду одобрения так называемых агрессивных методов допроса подозреваемых в терроризме: в июле 2002 года она, будучи советником президента США по национальной безопасности, устно дала санкцию ЦРУ на применение приема "имитация утопления" при допросах Абу Зубайды, обвиняемого в связях с "Аль-Каидой". В докладе говорится, что Кондолиза Райс играла более активную роль в процессе одобрения агрессивных методов допроса, чем она утверждала в письменных показаниях для сената прошлой осенью.

Люди из окружения Буша, в частности, бывший вице-президент Ричард Чейни, оправдывают практику допросов с пристрастием, которая, как они утверждают, позволила предотвратить новые террористические нападения на США после 11 сентября. Их оппоненты называют эти приемы пытками, то есть военным преступлением, и требуют независимого расследования. В числе последних – профессор школы права университета имени Джорджа Вашингтона, правовед Джонатан Тэрли:

- Американское правительство морально и юридически обязано начать судебное преследование любого, кто может быть повинен в военных преступлениях, независимо от его общественного статуса. В центре подобных расследований, как правило, те, кто отдает приказания о военных преступлениях. В данном случае это могут быть бывшие президент Буш, вице-президент Чейни, министр юстиции Гонсалес и директор ЦРУ Тенет. Субъектами расследования могут также стать юристы - авторы невероятно примитивных меморандумов с оправданием того, что, на мой взгляд, является явными пытками. Президент Обама явно пытается избежать любого расследования по фактам этого дела. Причина очевидна: любое расследование неминуемо поставит вопрос причастности к санкционированию таких акций Джорджа Буша и его ближайшего политического окружения. Это чревато серьезными политическими трениями в Вашингтоне, а Обаме это совсем не нужно на фоне серьезных экономических и других проблем. С другой стороны, президент и не должен играть здесь какую-то роль. Обама, воспользовавшись своим конституционным правом, может впоследствии помиловать Буша, Чейни и других. Мне кажется, несмотря на свое прежнее утверждение о том, что никто не может быть выше закона, Обама старается оградить Буша и Чейни от расследования и судебного преследования. Его министр юстиции Эрик Холдер продолжает возражать против назначения специального прокурора по делу о пытках. Холдер понимает, что любое объективное рассмотрение этой проблемы потенциально чревато судебным преследованием чинов бывшей администрации. И он до сих пор не может заставить себя начать этот процесс.

23 апреля министр юстиции Эрик Холдер на слушаниях в палате представителей заявил, что не намерен давать ход уголовным расследованиям против тех, кто придерживался иного подхода к осуществлению антитеррористической стратегии, лишь потому, что это был другой подход. Но он намерен применить всю силу закона при выявлении потенциальных правонарушений в процедуре одобрения сомнительных методов дознания.
XS
SM
MD
LG