Ссылки для упрощенного доступа

Беседа с экспертами о ситуации в Сочи



Дмитрий Волчек: Десятки московских журналистов сейчас устремились в Сочи, где завершилась бурная предвыборная кампания и завтра выберут мэра. Или не выберут: некоторые эксперты убеждены, что предстоит второй тур. Ждут сенсаций, хотя не очень понятно, откуда они возьмутся. Но сегодня «день тишины», мы не имеем права обсуждать кандидатов и их рейтинги. Может быть это хорошо, потому что выборы – вещь преходящая, а проблемы Сочи, города, который готовится к олимпийским играм 2014 года, останутся надолго. Об этих проблемах мы и будем сегодня говорить. Я приветствую наших гостей: специального корреспондента «Коммерсанта» в Сочи Марию-Луизу Тирмастэ и члена сочинского общественного градостроительного совета Валерия Сучкова. Прежде, чем дать слово нашим гостям, предлагаю послушать начальника сочинской милиции Александра Берилло, который еще в начале недели пугал жителей курортного города.

Александр Берилло: Управлению внутренних дел города Сочи стало известно о том, что штаб одного из кандидатов на пост мэра планирует провести целую серию провокаций, нарушений общественного порядка, выборного законодательства, а также планируется организация и проведение актов гражданского неповиновения с экстремистскими проявлениями. При этом будет предпринята попытка эти действия выполнять от имени других кандидатов. Для этих целей к нам начали прибывать исполнители из других субъектов федерации - Ханты-Мансийска, Карелии, Нижнего Новгорода и других территорий. Нами установлено, что среди них есть люди, имеющие опыт участия в «Маршах несогласных», организованных партией «Солидарность», есть люди, имеющие опыт участия в «оранжевой революции» на Украине.
Уважаемые сочинцы, важно не поддаваться на провокации, своевременно информировать правоохранительные органы об этих нарушениях. Для соблюдения законности на территории Сочи охраной общественного порядка привлечены дополнительные подразделения патрульно-постовой службы ГУВД Краснодарского края. У нас достаточно сил для того, чтобы защитить сочинцев от любых противоправных действий. Организаторов и исполнителей планируемых антизаконных действий хочу предупредить: милиция Сочи будет жестко пресекать любые противоправные действия, используя при этом все правовые возможности, от административных до уголовных, в рамках действующего законодательства.

Дмитрий Волчек: Мария-Луиза, здравствуйте. Страшно даже подумать, что происходит в Сочи: «оранжевые» из Ханты-Мансийска готовят провокации. Скажите, пожалуйста, есть какие-то признаки нервозности перед выборами, какие-то специальные меры безопасности? Вообще чувствуется ли, что что-то происходит, что-то готовится или обычная расслабленная курортная атмосфера?

Мария-Луиза Тирмастэ: В Сочи прекрасная погода, о выборах предстоящих завтра вообще ничего не напоминает. Люди загорают, люди гуляют. О выборах напоминают только таблички на некоторых домах и учреждениях с номерами избирательных участков. Вот действительно все.

Дмитрий Волчек: А что, действительно граждане Абхазии могут голосовать? Какое странное решение. Какое эти люди имеют отношение к мэру Сочи?

Мария-Луиза Тирмастэ: Избирательная комиссия города Сочи объясняет, что в Абхазии много проживает жителей Сочи, которые там работают и не имеют прописки. Вот для них собственно открылись участки в поселке Веселом в Имеретинской низменности недалеко от границы с Абхазией.

Дмитрий Волчек: Конечно, все кандидаты на пост мэра обещают, что они наилучшим образом подготовят город к Олимпиаде. Я пригласил в нашу программу члена сочинского общественного градостроительного совета Валерия Сучкова, чтобы поговорить о том, что уже сделано: что сделано хорошо, а что сделано плохо. Наверное, главная проблема - это то, что многие люди лишатся своих домов в результате олимпийского строительства. Валерий Валентинович, здравствуйте. Скажите, пожалуйста, если у меня есть участок приватизированный, собственный дом, а тут выясняется, что на этом месте решили построить какой-нибудь трамплин, есть у меня право не согласиться? Как вообще все это происходит?

Валерий Сучков: Самое главное, чего лишены жертвы олимпиады, сочинцы, а их насчитывается около трех – трех с половиной тысяч человек, попадающих под нож бульдозера олимпиады, это то, что жители, которых приходят выселять, у которых изымают землю, изымают недвижимость, лишены права выбирать, лишены права на натуральное возмещение той собственности, которой их лишают. Закон у нас очень жесткий, олимпийский закон по сути дела отменяет все ранее принятые законодательные нормы, гарантирующие права жителей. Там только денежное возмещение. И на сегодняшний день не построен ни один дом, не нарезан ни один участок, и проект, насколько я знаю, поселков, которые планируется построить, только в стадии разработки и утверждения.

Дмитрий Волчек: А куда же выселяют людей?

Валерий Сучков: Людей выселяют по договоренности с самими людьми, а таких просто единицы, три-четыре случая, когда жители соглашаются уехать. И власть хочет прорекламировать доброе отношение к таким людям, вообще к жителям Имеретинки. Она в показушных целях расселила семью Рябовых, предоставив три квартиры на эту семью.

Дмитрий Волчек: Мария-Луиза, вам приходилось общаться с «жертвами» Олимпиады, если пользоваться выражением Валерия Валентиновича?

Мария-Луиза Тирмастэ: Я была на митинге оппозиционном в Имеретинской долине или низменности, как ее здесь называют. И что больше всего возмущает людей, то, что выселенцев так называемых выдергивают в администрацию, в «Олимпстрой» по одному, и они не знают, кому какие условия предлагают. И они говорят о том, что если есть какая-то программа по выселению, то нужно собрать всех вместе, чтобы единое решение по этой проблеме, потому что их очень возмущает, что одним одни условия предлагаются, другим другие. И вообще я хотела бы сказать, что местные предприниматели именно в Сочи, даже не те, которые подпадают под выселение, а которые просто живут в Сочи и работают здесь, они говорят, что триста лет нам не нужна эта Олимпиада.

Дмитрий Волчек: Редактор отдела политики журнала «Нью Таймс» Илья Барабанов сейчас тоже находится в Сочи. У него создалось впечатление, что Олимпиаду в этом городе вообще провести не удастся.

Илья Барабанов: Вы знаете, уже два года как Сочи избран столицей олимпийских игр 2014. Мы проехались по всем местам, где согласно плану олимпийской застройки должны появиться спортивные объекты. И я могу абсолютно уверенно сказать, что, хотя эту весну называли первой весной строительства олимпийских объектов, никакого строительства не идет, абсолютно ничего не готово. У тех немногочисленных рабочих, которые периодически появляются на объектах, нет на руках никакой документации, ни экологической экспертизы, ни проектов, вообще ничего нет. При этом есть мирные местные жители, которые говорят о том, что все действия «Олимпстроя» - это исключительно разрушение местной флоры, фауны, привычного места жительства, которые постоянно протестуют против этих безумных строек.
Мы приезжали в Имеретинскую низменность, где должен быть построен порт, который исключительно планируется для приема стройматериалов к олимпийским стройкам, он будет не нужен после 2014 года. И вот ради этого порта, который то ли будут строить, то ли не будут, потому что уже дважды переносилось, снесли огромный тепличный комплекс совхоза, люди остались без работы, фактически без единственного заработка, который у них был на протяжении туристического сезона. Сейчас там груды битого стекла, обломки, никаких рабочих. И не очень понятно, как такое огромное количество проблем представляется возможным решить за такой короткий срок, который остался до 13 года, когда олимпийские стройки надо окончательно сдавать.

Дмитрий Волчек: А почему строительство не начинается? Денег нет?

Илья Барабанов: Деньги, судя по всему, есть. Скорее идет чисто российский бардак в головах, когда приезжают строители, говорят: мы начнем строить. Выходят местные жители: нет, вы строить не начнете, пока не увидим документы. Строители говорят: а вот у нас нет документов, ни разрешений, ни экспертизы, ни каких-то утвержденных проектов, ничего. И в итоге все сносится, начинают на этом месте строиться какие-то заборы, при этом бывает очень смешно, потому что огромное поле, с трех сторон по заборине, которые успели построить строители до тех пор, пока местные жители не вызвали милицию. И всё: холодная война между строителями, местными жителями и чиновниками, которые, очевидно, ничего не хотят делать и саботируют процесс. Огромные транспортные проблемы в городе нерешенные. Гостиничный комплекс абсолютно устарелый, ни одной нормальной гостиницы по большому счету в городе нет. Какое-то огромное количество проблем и не видно, чтобы их кто-то собирался всерьез решать.

Дмитрий Волчек: Илья, а что люди, что местные жители говорят об олимпиаде как таковой? Проклинают ее?

Илья Барабанов: Местные жители говорят, что, конечно, когда Сочи избрали олимпийской столицей, все радовались, потому что все думали, что это принесет городу процветание, деньги и так далее. Но чем дальше, тем больше местные жители не верят в возможность проведения олимпиады, то есть они видят, как ведется подготовка к ней. Жители, которые напрямую страдают от олимпийских строек, жители Имеретинки, жители приморских сел, они уже просто клянут олимпиаду, потому что она ломает привычный образ жизни. Непонятно, случится олимпиада или не случится, но уже на ближайшие годы понятно, что сорваны туристические сезоны, потому что никто не поедет на пляжи, которые завалены грудой битого стекла. Значит люди теряют доход от туристов, они теряют работу, когда сносятся совхозы. То есть фактически оставляют ни с чем, у некоторых попутно пытаются отобрать дома, жилье и землю под какую-то мизерную компенсацию. И естественно, недовольство в городе от олимпийского проекта растет с каждой неделей, с каждым месяцем.

Дмитрий Волчек: Мария-Луиза, что вы скажете о рассказе Ильи, согласитесь ли с его выводами?

Мария-Луиза Тирмастэ: Да, Илья совершенно все точно описал. У меня беседы с местными жителями вызывают такие же эмоции и впечатления. Например, предприниматели говорят о том, что власти губят Сочи именно как летний курорт, проводя здесь Олимпиаду. Например, они говорят о том, что по всей стране разнеслось, что у нас гигантская стройка и прошлым летом приехало мало людей, а в этом будет еще меньше. Кстати, по официальной статистике, которую озвучивают в том числе и кандидаты на пост мэра, прошлым летом лидером по количеству отдыхающих стал отнюдь не Сочи, а Анапа, которая меньше по объему фонда гостиничного, и сам город гораздо меньше. Но власти считают по-иному. Например, тут на днях побывал Юрий Лужков, мэр Москвы и пообещал, что Москва поможет Сочи пережить кризис и пришлет на курорт отдыхающих бюджетников. В связи с этим у меня, конечно, возникают некоторые вопросы. Поскольку, я думаю, что бюджетники будут несколько озадачены местными ценами и будут пребывать от них в недоумении. Поскольку цены в местных ресторанах уже в большинстве своем превышают московские. То же самое можно сказать про сервис. Он оставляет не просто желать лучшего, а иногда ввергает в шок.

Дмитрий Волчек: Так видят происходящее журналисты из Москвы. Валерий Валентинович, что вы добавите или, может быть, поспорите?

Валерий Сучков: Нет, я нарисую просто дальше картинку примерно в этом же направлении. Очень странная ситуация. Посмотрите: город, организатор олимпиады, в лице главы города подписал соглашение с МОК, условия этого соглашения никто не знает из сочинцев, никто не знает в России, да и в мире, я думаю, никто не знает. Город, организатор олимпиады, должен иметь свою программу подготовки к ней, но странным образом такой программы в городе нет. Вместо программы муниципальной города-организатора олимпиады программу составляет Краснодарский край. Краснодарский край таким образом является получателем тех средств, которые будут отпущены городу из центра, из федерального центра под программу развития города. То есть город Сочи становится такой площадкой, на которой российские власти, краевые власти осуществляют свой коммерческий проект под названием Олимпиада. При этом сами сочинцы полностью отстранены от подготовки своего города к олимпиаде.
Раньше большинство сочинцев воспринимало олимпиаду как несомненное благо и надеялось, что порядок в конце концов будет, генеральный план появится, правила застройки появятся. И вот градостроительная вакханалия неуправляемость и хаос привели к тому, что цены высокие, пробки на дорогах, разбитая, разваленная инфраструктура и экология ужасающая, очистных сооружений, канализации нет практически и так далее. Еще раз повторяю: на сегодняшний день генерального плана города как не было до принятия решения о проведении олимпиады, так нет и по сегодняшний день.

Слушатель: Здравствуйте. Если можно, два вопроса. Первый: насколько значителен вклад абхазов в электорат Сочи? А то ведь это может привести к тому, что в дальнейшем бунтующему Дальнему Востоку припишут выходцев из какой-нибудь китайской провинции, а представьте, сколько их там. Второй вопрос: по-моему, олимпиады две назад была установлена грандиозная коррупция в Международном олимпийском комитете. То, что вообще дали, просто на карту посмотреть, этому городу олимпиаду – это не продолжение той же проблемы?

Дмитрий Волчек: Спасибо за ваши вопросы. Валерий Валентинович, известно ли вам, сколько абхазов в сочинском электорате?

Валерий Сучков: Посмотрите: для абхазов специальный избирательный участок – это тоже странно. Они могли бы как жители города Сочи, если таковые существуют вообще, придти и проголосовать на своем участке. Но однако власть, именно власть подозревается в том, что она организует фальсификации и грязные выборы. Задушены выборы в Сочи. А примерно по цифрам планируется около пяти тысяч абхазцев. В городе Сочи двести тысяч избирателей примерно, из них придет, я думаю, 50%, может быть чуть больше, и примерно около 5-7% избирателей Абхазии будут в той или иной степени влиять на выборы мэра города Сочи. Такое впечатление, что мы выбираем мэра и Сочи, и Абхазии в том числе.

Дмитрий Волчек:
Ответ на второй вопрос - вопрос о коррупции, я хотел бы предварить фрагментом статьи, опубликованной в последнем номере журнала «Русский Newsweek». Речь идет о деньгах, которые выделены на Олимпиаду. Денег, свидетельствуют корреспонденты, выделено очень много.

«Сочинская стройка, главный проект Владимира Путина, с самого начала представляла из себя сложнейшую из задач, причем с любой точки зрения - финансовых затрат, логистики, инженерной мысли, политической воли. Кризис нанес по проекту большой удар - деньги стало привлечь гораздо сложнее. Олимпиада теперь похожа на чемодан без ручки, нести тяжело, бросить жалко. «I promise», - пообещал, что все будет хорошо, Владимир Путин на финальной презентации сочинской заявки в Гватемале в 2007 году. Слово не воробей: пусть трещит бюджетная система, сокращаются инвестиции, разоряются инвесторы - пока Путин сидит в премьерском кресле, финансирование Олимпиады в Сочи будет идти без сбоев. Фонд национального благосостояния еще с поздней осени чиновники в шутку называют фондом Олимпиады в Сочи.
Секвестировать олимпийские программы или не будут, или будут по минимуму. Если же встанет выбор: Сочи или социальные обязательства бюджета, не факт, что выберут социалку, размышляет вслух сотрудник правительства. Соцрасходы всегда были для Путина священной коровой, но может даже вдруг оказаться, что есть просто священные коровы, а есть коровы очень священные.
Так что в Белом доме едва ли не всерьез обсуждают, что ради Сочи - если дела пойдут совсем плохо и кризису будет не видно края - власти пойдут даже на вторую волну девальвации. Рубль падает еще на 30%, бюджет автоматически становится бездефицитным - и резервы снова можно пускать на стройку.
В заявочной книге Олимпиады-2014 стоимость ее проведения оценивалась в $8,8 млрд - на строительство объектов - и еще около $1,8 млрд на проведение Игр. Итого $10,6 млрд, которые и не снились другим олимпийским столицам. И сумма вырастет как минимум в полтора раза, предупреждают эксперты.
Этой чудовищной дороговизне - строительство туннеля под Ла-Маншем обошлось в сравнимую сумму - есть объяснение: речь идет не только о возведении стадионов и горнолыжных трасс, но еще и о строительстве или полной реконструкции инфраструктуры большого города. Порты, аэропорт, железная дорога, эстакады и развязки, объекты энергоснабжения, канализация - все это в Сочи, городе, который с начала века строился без генерального плана и самостроем, либо отсутствует вовсе, либо находится в таком состоянии, что все равно надо строить заново».

Дмитрий Волчек: Есть ли ощущение, что над Сочи пролился золотой дождь? Мария-Луиза, слышен ли этот звон или хруст денег, кроме цен в ресторанах, о которых вы говорили?

Мария-Луиза Тирмастэ: Пока в общем-то нет. Но местные эксперты, которые работают на краевые власти, говорят, что поскольку в Сочи стопроцентная коммунальная неустроенность, объясняют, что канализационная трубавыходит далеко в море, и она давно прогнила, поэтому в Сочи часто нечистоты в море появляются. Так вот они считают, что с помощью Олимпиады все эти проблемы можно решить за четыре года. И подчеркивают, что по факту сейчас Сочи - это инвестиционная площадка номер один в Европе, и никакой кризис никак на этом не скажется. Будут, как вы цитировали, секвестировать какие-то социальные программы, но на Сочи это никак не отразится. И один из претендентов на пост градоначальника, который уже имеет какое-то отношение к власти, говорит, что «кризиса в Сочи нет, потому что я знаю, как с ним бороться».

Дмитрий Волчек: Валерий Валентинович, вопрос финансирования, коррупции, о которой спрашивал наш слушатель и золотого дождя. Давайте продолжим разговор.

Валерий Сучков: Да, действительно, мы тоже наслышаны о скандалах в МОК. Вырисовывается такая картина: приехал президент страны в Гватемалу для того, чтобы склонить участников голосования по выбору города, организатора олимпиады, в ту или в другую сторону. Конечно, в сторону Сочи. И предложил как минимум в пять раз больше заплатить за Олимпиаду. Я думаю, не этим ли объясняется решение. Почему выбрали город, который представляет собой территорию неустойчивого развития, город, который не имеет нормативно-правовой базы для собственного развития, город, который долгие годы действительно не имел генерального плана и не может справиться с задачами собственного развития? Теперь город почему-то должен справляться с максимально возросшими глобальными задачами по развитию такой современной инфраструктуры, которой должен отвечать город-организатор олимпиады. Понятно, что без кардинальных изменений такой задачи решить невозможно. А эти изменения не происходят, к сожалению. Качество власти не улучшилось, нормативно-правовые документы, как их не было, так и нет. И в условиях этого хаоса Олимпиада – это еще больший хаос.

Дмитрий Волчек: Сама идея проведения зимней олимпиады в субтропиках многим кажется, мягко говоря, странной. Может быть, это вообще нереализуемая идея и все кончится, как Илья Барабанов говорит, каким-нибудь ужасным конфузом? Какой у вас прогноз, Валерий Валентинович?

Валерий Сучков: Понимаете, самое ценное, что в городе есть, я бы так не рассматривал. Действительно, солнце, море и снег, уникальная природа - это шикарные условия для проведения такого международного спортивного праздника. Весь вопрос в другом. Не станет ли это Сочи жертвой на плахе Олимпиады? То есть экология города, природная среда города, самое ценное, что есть, жемчужина Черноморского побережья сегодня является разменной монетой в чьих-то играх, в каком-то коммерческом проекте под названием «Олимпиада».
XS
SM
MD
LG