Ссылки для упрощенного доступа

В деле ЮКОСа сторона обвинения приступила к оглашению доказательств


Михаил Ходорковский доставлен в Хамовнический суд, апрель 2009
Михаил Ходорковский доставлен в Хамовнический суд, апрель 2009

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.
Андрей Шарый: Новое дело ЮКОСа рассматривают в Хамовническом суде Москвы. Сегодня сторона обвинения приступила к оглашению доказательств, которые, по версии прокуратуры, свидетельствуют в пользу виновности Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Бывших совладельцев ЮКОСа на этот раз судят за хищение 38 процентов пакета акций Восточно-нефтяной компании, 350 миллионов тонн нефти и легализации преступно нажитых средств.

Марьяна Торочешникова: Среди первых доказательств, представленных гособвинением, оказались: постановление о возбуждении уголовного дела по факту уклонения от уплаты налогов несколькими компаниями, датированное 2001 годом; служебная записка по поводу налоговых проверок и два протокола собраний акционеров дочерней компании ЮКОСа "Самаранефтегаз".
После оглашения этих документов, адвокат Михаила Ходорковского Каринна Москаленко выступила с заявлением, обратив внимание суда на то, что настоящая стадия процесса предполагает исследование доказательств, а не просто их оглашение. После чего государственный обвинитель Гюльчахра Ибрагимова продолжила читать материалы уголовного дела. Тогда Каринна Москаленко вновь поднялась с места. На этот раз с возражениями на действия председательствующего Виктора Данилкина и ходатайством об определении такого порядка представления доказательств, при котором они действительно будут исследоваться. Другие адвокаты и оба подсудимых это ходатайство поддержали. Говорит адвокат Платона Лебедева Елена Липцер.

Елена Липцер: Представление стороной обвинения доказательств не должно сводиться к такой профанации, то, что они сейчас делают, то есть они читают просто материалы дела. Материалы дела все читали. И наши подзащитные говорили о том, что им в итоге непонятно, в чем они конкретно обвиняются. Поэтому, на наш взгляд, обвинение, представляя доказательства, должно не просто их пробубнить и прочитать, но эти доказательства должны быть исследованы в судебном заседании. То есть защита должна иметь возможность по каждому ходатайству высказаться и обвинение должно показать, что конкретно это доказательство доказывает, какое преступление, совершенное, по их мнению, по какой статье, какой факт и так далее. Потому что просто такое прочитывание, в общем-то, не прибавляет ясности к тому, что было совершенно неясно.

Марьяна Торочешникова: Сторона обвинения, как водится, против удовлетворения этого ходатайства защиты возражала. А государственный обвинитель Гюльчахра Ибрагимова, отвечая на реплику Платона Лебедева о бессмысленности такого подхода к исследованиям доказательств, в частности заявила: "Все бессмысленно, Платон Леонидович. Что запланировали, то и сделаем". И сегодня впервые с начала судебных слушаний сторона обвинения прокомментировала журналистам происходящее в зале судебных заседаний.

Гюльчахра Ибрагимова: Сегодня было оглашено всего несколько документов в связи с тем, что не было нормальной возможности оглашать то, что мы запланировали. Поскольку своими многочисленными заявлениями, возражениями на действия председательствующего, ходатайствами и просто какими-то эмоциональными выступлениями блокировалась возможность оглашения государственными обвинителями этих документов. То, как себя ведет сторона защиты, говорит о том, что они нервничают. Они боятся оглашения ряда документов, которые бы они не хотели слышать, и предпринимают все попытки, чтобы, так или иначе, отсрочить оглашение этих документов.

Марьяна Торочешникова: Сказала государственный обвинитель Гюльчахра Ибрагимова. В свою очередь адвокат Михаила Ходорковского Каринна Москаленко заявила, что боится как раз не защита, а сторона обвинения, избегающая дискуссии.

Каринна Москаленко: Если только дать возможность противоположной стороне объяснить суду, публике, а что это за документ, а почему он незаконен, а почему он недопустим, а почему, если он допустим и законен, его суть не имеет отношения к предъявленному обвинению и никак его не опровергает и не подтверждает, как только развернется дискуссия, так сразу обвинению нечего будет сказать в ответ. Государственное обвинение смертельно боится дискуссии.

Марьяна Торочешникова: В итоге председательствующий Виктор Данилкин в удовлетворении ходатайства защиты все же отказал. Но и после этого стороны не вернулись к истории с доказательствами, поскольку Платон Лебедев обратился к суду с ходатайством об установлении сроков содержания под стражей его и Михаила Ходорковского. По мнению подсудимых, в настоящий момент они содержатся в следственном изоляторе незаконно.

XS
SM
MD
LG