Ссылки для упрощенного доступа

Парис в Рахманиновском зале


"Студия новой музыки"
"Студия новой музыки"
Музыку французского композитора Франсуа Париса в Рахманиновском зале Московской консерватории представляет ансамбль "Студия новой музыки". Франсуа Парис - один из интереснейших представителей среднего поколения французских авторов, творчество которого практически неизвестно российскому слушателю.

Музыкальный портрет Франсуа Париса пополнит галерею французских композиторов, которых в рамках проекта "Концерт-портрет" уже представляли музыканты ансамбля "Студия новой музыки". Франсуа Парис - ученик Жерара Гризе, и его творчество впитало в себя все главнейшие принципы "спектральной школы".

О своеобразии сочинений Франсуа Париса рассказал корреспонденту РС художественный руководитель ансамбля, композитор Владимир Тарнапольский:

- Парис - очень индивидуальный композитор. Он очень здорово работает с микротоновостью. Что это значит? Октава делится не на 12 полутонов, а на 24, по полчетверти тона. Или возможно еще более мелкое деление. Такое ощущение, что ты до этого был дальтоником, и вдруг перед тобой открылся цветной мир. Это необыкновенно расширяет все интонационные возможности, это дает совершенно новые возможности аккордики. Собственно, это один из секретов этой музыки.

Произведения Франсуа Париса в среду будут исполнять в Рахманиновской зале Московской консерватории. В программе концерта музыка к фильму, а также сам фильм Жана Виго "К вопросу о Ницце", музыка для парка Валь Гранде, для скрипки соло, для большого ансамбля и электроники, а также для виолончели соло. Владимир Тарнапольский продолжает:

Кроме того, на мой взгляд, Парис - очень яркий кинокомпозитор. В частности, в нашем концерте прозвучит его музыка к знаменитому немому фильму Жана Виго "К вопросу о Ницце". Вообще, это одно из любимых направлений современной музыки - писать новые сочинения новым музыкальным языком, а не стилизовать их. Мы будем исполнять эту музыку "под фильм". Это очень трудно координировать. Композитор не выписал посекундно тарификацию, он выписал просто свободные куски, и они должны совпадать с фильмом, что довольно сложно. Дело в том, что если бы он выписал точно секунды, музыка, по его словам, перестала бы жить. Практически он создает концерт для дирижера. В этом фильме, например, меняется какой-нибудь кадр - и темп этой смены служит основой для темпа следующего раздела. Это очень трудно поймать, трудно скоординировать. Я вообще не понимаю, как рационально это можно объяснить. Дирижеру нужно именно как-то иррационально погрузиться в этот фильм. Тут бесполезно знать, сколько секунд длится тот или иной эпизод, потому что во время исполнения время течет совершенно по-другому, оно неравномерно.

Дело в том, что, несмотря на глобализацию нашего мира, различные культурные школы по-прежнему очень сильно отличаются друг от друга. Может, они сегодня даже отличаются больше, чем они отличались сто лет назад. И французская музыка нашла свое лицо, ее мгновенно можно узнать по первому звуку, по первой странице партитуры. Ее отличает в первую очередь интерес к собственно красоте звука. Известно, какой красивый звук, скажем, у французских духовиков. То же самое с композиторами - они ищут красоту звука. Им абсолютно чужд концептуализм, они даже не понимают, что это такое, а вот красота звука, непосредственно звучание, оттенки этого звука, работа с его обертонами для них характерны. И вот, в частности, Франсуа Парис, много занимался исследованием звука. Это называется "спектральная школа". Иногда у меня такое впечатление, что в современной музыке теряется ощущение реальной красоты. А вот французская музыка этого не потеряла. Вам может нравиться это сочинение или не нравиться, нравиться этот композитор или нет, но вы всегда ощущаете эту непосредственную красоту звучания.
XS
SM
MD
LG