Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

В Московской консерватории ансамбль "Студия новой музыки" представит произведения французского композитора Франсуа Париса


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Тамара Ляленкова.

Михаил Саленков: Музыку французского композитора Франсуа Париса в Рахманиновском зале Московской консерватории представляет ансамбль "Студия новой музыки". Франсуа Парис - один из интереснейших представителей среднего поколения французских авторов, творчество которого практически неизвестно российскому слушателю.

Тамара Ляленкова: Музыкальный портрет Франсуа Париса пополнит галерею французских композиторов, которых в рамках проекта "Концерт-портрет" уже представляли музыканты ансамбля "Студия новой музыки". Франсуа Парис - ученик Жерара Гризе, и его творчество впитало в себя все главнейшие принципы спектральной школы. О своеобразии сочинений Франсуа Париса рассказал художественный руководитель ансамбля, композитор Владимир Тарнапольский.

Владимир Тарнапольский: Парис - очень индивидуальный композитор. Он очень здорово работает с микротоновостью. Что это значит? Октава делится не на 12 полутонов, а на 24, полчетверти тона или еще более мелкое деление. Такое ощущение, что ты до этого был дальтоником, а вдруг перед тобой открылся очень такой цветной мир. Это необыкновенно расширяет все интонационные возможности, это дает совершенно новые возможности аккордики, когда вы слышите какие-то биения. Собственно, это один из секретов этой музыки.

Звучит музыка

Тамара Ляленкова: Рассказ о творчестве французского композитора Франсуа Париса, чьи сочинения сегодня будут исполнять в Рахманиновской зале Московской консерватории, продолжает Владимир Тарнапольский.

Владимир Тарнапольский: Кроме того, на мой взгляд, он очень такой яркий кинокомпозитор. В частности, в нашем концерте прозвучит его музыка к знаменитому фильму Виго, немому фильму, "К вопросу о Ницце". Вообще, это одно из любимых направлений современной музыки - писать новые сочинения новым музыкальным языком, не стилизовать. Мы будем исполнять эту музыку под фильм. Это очень трудно координировать, очень трудно. Композитор не выписал посекундно тарификацию, он выписал просто свободные такие куски, и они должны совпадать, это довольно сложно. Дело в том, что если бы он выписал точно секунды, музыка, по его словам, перестала бы жить. А не выписывая точный секундомер, он практически создает как бы концерт для дирижера. В этом фильме, например, меняется какой-нибудь кадры - и темп этой смены служит основой для темпа следующего раздела. Это очень трудно поймать, это очень трудно скоординировать. Я вообще не понимаю, как рационально это можно объяснить. Это нужно именно как-то иррационально дирижеру настолько погрузиться в этот фильм. Тут бесполезно знать, сколько секунд длится тот или иной эпизод, потому что во время исполнения время течет совершенно по-другому, оно неравномерно. В общем, это очень интересно.
Дело в том, что, несмотря на глобализацию нашего мира, различные культурные школы по-прежнему очень сильно отличаются друг от друга. Может, они сегодня даже отличаются больше, чем они отличались 100 лет назад. И французская музыка нашла свое лицо, ее мгновенно можно узнать по первому звуку, по первой странице партитуры. Ее отличает в первую очередь интерес к собственно красоте звука. Ну, вот известно, какой красивый звук, скажем, у французских духовиков. То же самое с композиторами - они ищут красоту звука. Они не ищут концепции, им абсолютно чужд концептуализм, абсолютно, они даже не понимают, что это такое, а вот красота звука, непосредственно звучание, оттенки этого звука, работа с его обертонами - вот это то, что характерно для них всех. И вот, в частности, Франсуа Парис, он занимался много исследованием звука, что называется, спектральная школа. Звук живет. Иногда у меня такое впечатление, что в современной музыке теряется ощущение реальной красоты. Вот французская музыка это не потеряла. Вам может нравиться это сочинение или не нравиться, нравиться этот композитор или нет, но вы всегда ощущаете вот эту непосредственную красоту звучания.

Звучит музыка

Тамара Ляленкова: В программе сегодняшнего концерта: музыка к фильму, а также сам фильм Жана Виго "К вопросу о Ницце", музыка для парка Валь Гранде, для скрипки соло, для большого ансамбля и электроники, а также для виолончели соло.

XS
SM
MD
LG