Ссылки для упрощенного доступа

Коалиция в Словакии не будет политически однородной


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ефим Фиштейн.



Андрей Шароградский : На недавних всеобщих выборах в Словакии победу одержала социал-демократическая партия SMER . Правительство попытается сформировать ее лидер Роберт Фицо. Поскольку по результатам выборов правительство может быть только коалиционным задача у него будет не из легких. Ситуацию в Словакии анализирует мой коллега Ефим Фиштейн.



Ефим Фиштейн : Роберт Фицо уже заявил, что новое правительство под его руководством будет ориентировано налево от центра. Проблема в том, что в новом парламенте Словакии других левых партий, кроме самого SMER нет и не предвидится. Приглашать в правительство крайних националистов вроде бы, по европейским меркам, неприлично, остальные партии работали в уходящем правоцентристском правительстве и ответственны за болезненные реформы, которые Фицо как раз намерен отменить.


Прецедентами словацкое прошлое богато. Бывший премьер Владимир Мечиар победил на предыдущих выборах, но остался ни с чем, так и не составив коалиции. Но давайте начнем с ситуационной зарисовки, которую нам из Братиславы прислала Инна Земляная.



Инна Земляная : Во вторник начались активные переговоры между " SMER - Социальной демократии" и другими политическими партиями о возможных вариантах нового правительства. Социолог Павел Гаулик из агентства MVK говорит о четырех реальных возможностях.



Павел Гаулик : Коалиция не будет политически однородной. В ней будут как левые, так и правые партии. Комбинаций несколько, но вероятнее всего без " SMER - Социальной демократии" правительство создано не будет.



Инна Земляная : Чаще всего упоминается коалиция SMER , Христианско-демократическое движение и "Партия венгерской коалиции". Надо отметить, что христианские демократы и представители венгерского меньшинства в Словакии входили в состав правительства премьера Микулаша Дзуринды. По мнению аналитиков эта коалиция была бы самой стабильной и способствовала бы сохранению социально-экономических реформ, начатых предыдущим правительством.


Вторая возможность - так называемая сильная коалиция. Это прагматическое сотрудничество между SMER ом и партий Микулаша Дзуринды, Словацко-демократической и Христианской унией. Однако заявления, прозвучавшие от Роберта Фицо и Микулаша Дзуринды, дают основание полагать, что формирование такой коалиции наименее правдоподобно. Если лидер социалистов говорит об отмене радикальных реформ, лидер христианских демократов - о их сохранении.


Третий вариант - SMER , "Словацкая народная партия" и партия бывшего премьера Владимира Мечиара "Движение за демократическую Словакию". Эксперты считают, что несмотря на близость программ партии, коалиция этих политических субъектов будет самой проблематичной. Категоричность высказываний лидеров "Народной партии" дает основание полагать о возможной нестабильности такого правительства.


Наконец, четвертый вариант - единственный, который не предполагает наличия партии SMER , выигравшей парламентские выборы 2006 года. Это коалиция четырех партий - к бывшим коалиционным партнерам (партии Микулаша Дзуринды, "Партии венгерской коалиции" и "Христианско-демократическому движению") присоединилась бы партия Владимира Мечиара. Проблема здесь кроется в неприятии христианских демократов сотрудничества с бывшим премьером Владимиром Мечиаром, политика которого в 90-х годах стала причиной изоляции Словакии.


Как бы там ни было словацкие эксперты считают, что новое правительство будет более социальным. Переговоры между партиями, прошедшими в парламент, будут продолжительными. Для формирования нового правительства страны, возможно, понадобится более месяца. Все будет зависеть от желания политиков идти на компромиссы.



Ефим Фиштейн : Независимо оттого, чем закончатся межпартийные переговоры, какое правительство будет руководить Словакией в ближайшие четыре года, одну существенную перемену выборы уже принесли. В Словакии, которую до самого последнего времени отличала колоссальная фрагментированность политического поля, наличие большого количества мелких партий, без четко выраженных политических характеристик складывается вполне стандартная ситуация - поле распадается на правых и левых, размежевание между ними становится определяющим в глазах избирателей, а силы разделяются примерно пополам. Что думает об этом профессор политологии Мартин Бутора, в прошлом посол Словакии в США.



Мартин Бутора : С одной стороны, на этих выборах, действительно, между правыми и левыми прошел резкий водораздел. Но, с другой стороны, Словакия еще долго не будет в этом отношении "нормальной" европейской страной. Для этого есть достаточно простое объяснение. В нашей стране есть и другие водоразделы, кроме идеологических, например, этнические. У нас есть партии, представляющие интересы этнических меньшинств. У них есть избиратели, которые делают свой выбор исключительно по признаку этнической принадлежности.


В Словакии сохраняет силу и другое деление - по признаку консервативности или либерализма избирателей. Есть у нас религиозные партии, проповедующие консервативные ценности. И у тех тоже есть свои сторонники. Ситуация во многом напоминает ту, которая существовала в период довоенной Чехословацкой республики. Тогда в стране в целом царили вполне демократические отношения, но в политике наблюдалось большое количество самых разных осей размежевания. Правительство было, как правило, коалиционным и включало в себя весьма разнородные элементы. Было время, когда в правительство входила, к примеру, и "Партия немецкого меньшинства".


Так что, в принципе вы правы, эти выборы поляризовали общество и разделили его по идейному признаку. Обе партии - как социал-демократы слева, так и христианские демократы Микулаша Дзуринды справа - значительно укрепили свои позиции. Скорее всего, удержат их в будущем. Но они еще долго не будут единственными актерами нашей политической сцены. Я не нахожу в этом ничего предосудительного и нестандартного. Это вполне соответствует сложной реальности словацкого общества.



XS
SM
MD
LG