Ссылки для упрощенного доступа

Журналист Брайан Уитмор о первых ста днях президентства Барака Обамы


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Брайан Уитмор.

Дмитрий Волчек: Среди тех, кто в прошлом году голосовал за Барака Обаму, был и мой коллега, журналист Радио Свобода Брайан Уитмор. В вышедшейй в день выборов дискуссионной передаче Брайан говорил о том, что он без всяких сомнений отдает свой голос Обаме, потому что это политик нового поколения, который способен показать всему миру, что Америка не утратила великих идеалов. Я спросил Брайана, не поколебалась ли его уверенность в президенте сейчас и доволен ли он тем, что было сделано за первые 100 дней пребывания Барака Обамы в Белом доме?

Брайан Уитмор: По большому счету, я не всем доволен. Но поскольку политика – это искусство возможного, 100 процентов просто не бывает. Но я могу сказать, что по главным вопросам внутренней политики, внешней политики, экономической политики я получил, что я и ожидал.

Дмитрий Волчек: Что именно, давайте напомним нашим слушателям.

Брайан Уитмор: Изменилось направление нашей экономической системы, например. 30 лет почти мы были на этом крайне, как вы говорите, либеральном направлении, у нас это консервативное направление, где решает все рынок, и государство не имеет возможностей регулировать экономику. Мы видели результаты этой политики, и я думаю, что наш президент поменял это. Он делал это поэтапно, очень прагматично, но ясно, что направление страны изменяется в экономическом смысле.

Дмитрий Волчек: Многих как раз пугает это, и даже говорят о том, что начинается социализм в Америке.

Брайан Уитмор: Это полный бред! То, что налоги ушли до 39 процентов для самой богатой части населения, – где тут социализм. Как это может быть, что 35 процентов – это капитализм, 39 – это социализм? Это полный бред.

Дмитрий Волчек: Многих пугает очень большая программа расходов, увеличение бюджета очередное.

Брайан Уитмор: Я тоже беспокоюсь об этом, но сейчас, во время рецессии каждый экономист скажет, что государство должно тратить деньги, чтобы стимулировать экономику. Это основное в экономике, чем мы можете научиться на первом курсе университета. Что мы делаем дальше? Есть план сокращать этот дефицит? У меня нет причин не верить, что он выполнит это сокращение.

Дмитрий Волчек: Так, это была экономика. Что еще?

Брайан Уитмор: Во внешней политики мы все видели действия.

Дмитрий Волчек: Гуантанамо в первую очередь.

Брайан Уитмор: Гуантанамо – для меня это очень важный вопрос. Сам факт, что этот лагерь был, это было обидно для меня. И это очень важно для меня, что он заявил о намерении закрыть. И у меня нет оснований думать, что он не будет выполнять это решение. Наш президент хорошо играет, как мы говорим… это как в боксе, когда один соперник делает вывод, что он слабый, и он использует все свои силы. Это Моххамед Али использовал. Но это наш президент хорошо играет. Все кричат, что он пожала руку Чавесу. Ну и что? Мы все взрослые люди, это – главы государств. Может быть, нас не устраивает что-то, но нам нужно иметь хорошие отношения с нашими соседями, в нашем регионе.

Дмитрий Волчек: Да, и смягчил санкции против Кубы.

Брайан Уитмор: Ну, это разумно. Смотрите, сколько президентов американских Кастро пережил: Эйзенхауэр, Кеннеди, Джонсон, Никсон и так далее. И вот этой блокаде столько лет, а какой результат мы получили? Никакого. Поэтому это разумный шаг и умный в политическом смысле. Потому что эта блокада – это не был вопрос национальной безопасности, а вопрос внутренней политики, кубинского лобби и кубинских избирателей. Но есть новые поколения кубинцев, которые не хотят этой блокады. Внутренняя политическая ситуация изменилась, и это был разумный подход.

Дмитрий Волчек: Хорошо, Брайан, это все были плюсы, но, может быть, хоть один минус найдется.

Брайан Уитмор: Есть минусы, конечно. Как я сказал, 100 процентов довольствия просто не бывает. Я внимательно смотрю сейчас на дебаты вокруг методов, которые ЦРУ использует при задержании террористов, можно ли называть это пыткой. И я вижу, что Обама не хочет делать официальное расследование. Все понимают, что что-то неправильно произошло, но, как сказал президент, не надо смотреть назад, надо смотреть вперед. Но мы должны расследовать это, чтобы не повторять эту историю. И речь не должна идти об уголовной ответственности. Я бы хотел, как в Южной Африке есть комиссия по правде, чтобы мы просто знали, что произошло, почему это произошло, и что мы можем сделать, чтобы этого никогда не происходило в будущем. И он слишком осторожен в этом плане. Я понимаю, что это очень трудный политический вопрос, будет на это очень крайняя реакция с другой стороны. Это невероятно для меня, но есть серьезные попытки, которые поддерживают это, и сейчас публично поддерживают.

Дмитрий Волчек:
Поддерживают такую тактику допроса. Говорят, что не было другого выхода, и таким образом были спасены тысячи американских жизней.

Брайан Уитмор: Да, поддерживают эти методы. Для меня это просто невероятно, но это реально, это находится на нашем политическом поле. И мы должны работать с этим. Поэтому я думаю, что наш президент слишком прагматичен в этом плане, потому что это вопрос американских ценностей, и это самый высокий вопрос, который президент должен защищать. Это вопрос конституции, это вопрос законов. Поэтому я думаю, что он был слишком осторожен там.
И такая же ситуация с финансовой системой. Он думает, что он может сохранить систему, как она была. Я сторонник более радикальных мер, но я тоже понимаю, что политика – это искусство возможного, и он делает то, что он считает, что можно делать в этой ситуации сейчас.

Дмитрий Волчек: Брайан, ты практически ответил на мой последний вопрос: чего ты ждешь от Барака Обамы в ближайшие месяцы, до конца года?

Брайан Уитмор:
Здравоохранение – это очень важный вопрос. Я считаю, что это совсем стыдно, что мы единственная западная, капиталистическая, демократическая страна, где здравоохранение – это не право, а это как товар на рынке. Это нельзя, и он пытается менять эту систему ближе к европейской системе. И это будет серьезная борьба, республиканцы против этого, страховые компании против этого и так далее. Поэтому это будет борьба. Но он получил большую победу, потому что часть бюджета уже финансирует эти изменения. Поэтому я думаю, что это будет. Следующий вопрос – вопрос глобального потепления. У него есть план, он чуть-чуть задержан Конгрессом, но это тоже будет. Конечно, Афганистан – это самый главный вопрос внешнеполитический. Можно посмотреть и на события последних недель в Пакистане.

Дмитрий Волчек: Ну, и Россия…

Брайан Уитмор: Россия – это очень интересный вопрос, потому что, как я понимаю, он собирается сделать в России, - публично он будет показывать свое уважение и так далее, а что за дверями – он будет поднимать вопросы прав человека, демократии и так далее. Но отличие от предшественника – он не будет делать это публично.
XS
SM
MD
LG