Ссылки для упрощенного доступа

Немецкий историк Гетц Али о причинах и последствиях Великой Отечественной войны


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Андрей Шарый: В России сегодня День памяти и скорби. 65 лет назад Германия напала на Советский Союз. Отношения между новой послевоенной Федеративной республикой Германией и странами бывшего Советского Союза давно, за исключением проблемы реституции культурных ценностей, нормализованы. Отношения между ФРГ и Россией благодаря усилиям Владимир Путина и Герхарда Шредера и вовсе балансируют между дружбой и стратегическим партнерством по формуле Ангелы Меркель, нового канцлера Германии. Однако до сих пор еще никогда ни президент Германии, ни канцлер, ни президент Бундестага, ни министр иностранных дел, ни даже бургомистр Берлина не приходили к советским мемориалам в Берлине ни 22 июня, ни даже 8 мая. На это обратил внимание в своей громко прошумевшей в Германии статье известный немецкий историк, профессор Гетц Али. С ним беседует наш корреспондент Юрий Векслер.



Юрий Векслер: Ваша статья была напечатана пять лет назад, и все в смысле игнорирования советских памятников немецкими политиками остается без изменений?



Али Гетц: Да, к сожалению.



Юрий Векслер: Почему вы сожалеет об этом?



Али Гетц: Война, которую немцы вели против Советского Союза, была совершенно особенной войной и сильно отличалась от других мест сражений Второй мировой войны, потому что это с самого начала была расовая война на уничтожение советского народа, не делавшая различий между гражданским населением и армией. Двум миллионам советских военнопленных была уготована запланированная смерть от голода. Все планировалось, как, например, и то, что многие десятки миллионов советских людей, в том числе женщин и детей, должны были, по сохранившимся на бумаге планам, вымереть для пользы немецкой экономики. Это фундаментально отличает эту войну от других войн, которую вела тогда Германия, от войны, например, против Франции и войн в Юго-Восточной Европе. Следует дополнительно сказать и о неслыханной жестокости в отношении мирного населения Советского Союза. Это впоследствии бумерангом ударило по населению Германии, когда советская армия брала немецкие города, - там тоже было много жестокого и противоправного в обращении с населением. Несмотря на все это, надо все же различать причину и следствие. Насилие было ответом на насилие, которое исходило с территории Германии. И по ту сторону всех этих вопросов, по ту сторону того, что после войны была учреждена коммунистическая диктатура в Восточной Германии и Восточной Европе, важнейшим остается вопрос признания и уважения страданий и жертв населения Советского Союза во Второй мировой войне вследствие действий миллионов немецких солдат. Этот вопрос имеет центральное значение.



Юрий Векслер: Гетц Али не первый раз будоражит немецкое общество напоминания о неприятном. Год назад, в дни 60-летия окончания войны читающую Германия потрясла книга Гетца Али «Народное государство Гитлера». В ней делались выводы, что война была в первую очередь грабительской и что Гитлер попросту подкупал свой народ. Так материально хорошо, как немцы жили во время войны, они не жили никогда. Разнообразные льготы, постоянные прибавки к пенсиям и так далее. Отсюда, считает историк, законопослушность граждан Третьего рейха. Умиротворение народных масс нацистами началось с ариизации и распределения отобранной у немецких евреев собственности. За этим последовали законодательные акты, введение пособий на ребенка и налоговые льготы супружеским парам в 1934 году. Нацисты удвоили налог на промышленные объединения в течение трех лет – с 1936 по 1939 год. Но этого было недостаточно для стабильности, и за неделю до начала Второй мировой войны в Германии была введена карточная система, идеально функционировавшая и обеспечивавшая граждан основными продуктами почти до самого конца войны. Продолжалась и политика поддержки семьи. Семьи призванных в армию получали специальные пособия, они были вдвое больше, чем соответствующие пособия в Англии и США. Сами мужчины были в армии на полном довольствии и при этом получали жалованье. До войны большинство немецких семейных хозяйств считали каждую марку, война сделала их зажиточными. Выплаты на детей и семью в целом увеличились в 3 раза. Все это надо было финансировать.


О поведении немцев на войне историк Гетц Али сказал в одном из интервью…



Али Гетц: Это было объединение ничем не сдерживаемых разбойников, которые без зазрения совести каждый на своем социальном уровне грабили. Интеллектуалы добывали книги, пластинки, картины и отправляли их в Германию. А простые солдаты из сел посылали на родину одежду и обувь.



Юрий Векслер: Главный свой вывод Гетц Али, обращаясь к тем, кто, возможно, не будет читать книгу или не поймет ход мыслей автора, сформулировал в том же интервью прямо и просто.



Али Гетц: Более двух третей немецкого военного бюджета оплачено оккупированными европейскими странами, преследуемыми народами и принудительными работами иностранцев в Германии. Если бы это потребовалось возместить, да еще с общепринятыми процентами, то мы должны были бы уменьшить наши сегодняшние зарплаты и пенсии вдвое.



Юрий Векслер: Гетц Али пришел к своим выводам, первым взявшись за изучение экономических документов нацистского времени. Многие из этих документов были в ФРГ планомерно уничтожены по распоряжению правительств, о чем историк также писал. Документы уничтожались в государственной печи по сжиганию старых банкнот. Являются ли подобные действия уголовно наказуемыми в Германии?



Али Гетц: Нет, это не было наказуемо, так как, конечно, подпадало под графу «Исходя из интересов государства». Еще несколько лет назад то и дело уничтожались экономические документы того времени, и, делав все это, пытались, сколь возможно, осложнить исследовательскую работу историков. Следует сказать, что для моих исследований принесло огромную пользу то, что ГДР существовала так долго, потому что там велась иная работа историков, подчеркивавшая жестокий характер война на Востоке и справедливо делавшая на этом акцент. Поэтому там документы такого рода сохранялись. Сегодня, по крайней мере, подобные действия официально запрещены.



Юрий Векслер: Сохранившиеся в ГДР документы уникальны, и на многих из них как раз и основаны поздние выводы Гетца Али, в том числе, и о том, что Гитлера к грабительской завоевательной войне против СССР толкнула экономическая необходимость. Без прибыли от грабежа на Востоке Гитлеру было бы невозможно поддерживать обещанное населению экономическое благоденствие, а это могло бы привести к потере власти. В разработанном видными экономистами рейха проекте колонизации СССР предусматривалось отрезать индустриальные районы от аграрных и перестать снабжать индустриальные районы продуктами. Во многих немецких документах того времени, пишет немецкий историк Гетц Али в своей книге «Народное государство Гитлера», говорится о неизбежном естественном вымирании в результате этого плана минимум 30 миллионов людей.



Али Гетц: И, возвращаясь к вашему первому вопросу, я хотел бы надеяться, что нынешний президент Германии и бундесканцлер эту практику игнорирования советских мемориалов когда-нибудь наконец изменят. И в такой день, как 22 июня, 8 или 9 мая, придут в Берлине к одному из больших советских памятников и там от имени всех ныне живущих немцев возложат венки. Все войны противоправны и рождают насилие, в том числе и войны по защите отечества от агрессии. Но это была легитимная отечественная война. И то, что составляет для ныне живущих немцев их свободу и счастье, возникло и существует благодаря жертвам Красной армии, благодаря этому освобождению от национал-социализма и Гитлера, что самой Германии было бы не под силу.


XS
SM
MD
LG