Ссылки для упрощенного доступа

110 лет со дня рождения Дюка Эллингтона


ДС: - Кларнетист Барни Бигард говорил про него: «В оркестре никто не сомневался в том, что мы работаем с гением.»

Трубач Кутти Уильямс вторил: «Он был самым потрясающим человеком, из всех кого мне довелось знать…»

Его биограф, Джеймс Кольер, писал, что «он был харизматичен с раннего детства, а к концу же жизни он был по-настоящему величествен и этому величию никто никогда не решился бросить вызов…»

Дюку Кеннеди Эллингтону исполнилось 110 лет со дня рождения.

Смертны ли люди, оставившие такое наследие? Сомнительно.

Вы слушаете «Время джаза», у микрофона «Свободы» ваш ДС…

Take The A Train

ДС: - Take The A Train, Оркестр Эллингтона, апрель 58 года…

Было бы странным начать разговор о Дюке не со стандарта Билли Стрейхорна, который многие годы был позывными оркестра Дюка и позывными Music USA.

«Поедем на поезде «Эй»» была написана в эпоху, когда линия сабвея «Эй» соединяла Восточный Бруклин и Гарлем, что на севере Манхеттена, то есть два самых крупных Нью-Йоркских негритянских пригорода…. Нынче это скоростная линия, так называемый «Экспресс 8го Авеню», покрывающая 50-ти километровую дистанцию между 207 стрит Инвуда до Рокэуэя в Квинсе…

Дюк Эллингтон ни на кого не был похож. Большинство крупных джазменов ВНЕ сцены и ВНЕ студии звукозаписи были самыми обыкновенными людьми. Их талант был ограничен сферой применения.

«Характер Дюка и его талант были единым целым» - писал Джеймс Кольер.

Талант, дар – это всегда нечто необъяснимое, не поддающееся анализу, но лежащее в основе артистического успеха. Такого конкретного дара у Дюка Эллингтона, утверждает его биограф, не было.

«Ему не хватало музыкальной изобретательности Бикса Байдербека или Джонни Ходжеса. Самые знаменитые мелодии, исполнявшиеся его же оркестром, были написаны участниками его составов». (Как тот же Take The A Train). Общеизвестно, что его чувство крупных форм, музыкальной архитектуры – было слабо развито. И не смотря на то, что чувство ритма у него было безупречным (он был прекрасным оркестровым пианистом), он не обладал исключительной ритмической одаренностью, свойственной Луи Армстронгу, Бенни Гудмену или Лестеру Янгу, а это качество, способное заставить свинговать самые простенькие мелодии..»

«И при всем при этом после кончины в 74 году Дюк Эллингтон оставил нам наиболее значительное музыкальное наследие в истории джаза. А если рассматривать джаз, как часть мировой музыки, то быть может и наиболее значительное музыкальное наследие в истории ХХ века…»

Such Sweet Thunder

ДС: - Such Sweet Thunder, «Такой Благозвучный Гром» - Эллингтона и Стрейхорна. «Кэт» то бишь «Кот» Эндерсон, Рей Нэнс, Кларк Терри, Уилли Кук – трубы; Джон Сандерс, Брит Вудмен, Куентин Джексон – тромбоны; Джонни Ходжес, Харри Карни, Рассел Прокоп, Джимми Хэмельтон, Пол Гонзалвес – саксофоны; Джимми Вууд – контрабас и Сэм Вудярд – ударные. Дюк Эллингтон – лидер и фортепьяно. Нью-Йорк 57 год.

Зрелый Эллингтон был монументально элегантен, речь его была изыскана, он был величественен и полон... предрассудков.

Он никогда не носил рубашки или пиджаки, от которых отскочила пуговица.

Он не принимал в подарок и никогда не дарил – ботинки.

Он смертельно боялся сквозняков: окна его квартир был закупорены намертво, как и окна в его рабочим кабинете.

Передвижение по воздуху приводило его в ужас и всходил по трапу самолета только, если от этого зависела его карьера.

Он запрещал есть арахисовые орешки в его присутствии.

Он не читал телеграммы, приходившие поздно вечером.

Он запрещал музыкантам носить что либо – желтого цвета.

Он верил в злую силу числа тринадцать и часто новый джазмен, оказавшийся тринадцатым скучал в кулисах или у стойки бара, пока Эллингтон не нанимал четырнадцатого.

Он носил в кармане долларовую банкноту, обмотанную цепочкой с медальоном Св. Кристофера – то был его талисман.

И это лишь краткий список избранных причуд Дюка…



It's Glory

ID-1 В Саратове и Пскове, в Мурманске и Сочи, дома и в гостях, в дороге и сквозь сон – вы слушаете «Время Джаза» на частотах «Свободы» или с сайта svobodanews.ru. У микрофона ваш ДС…

Великому Дюку Эллингтону исполнилось 110 лет…

It Don't Mean a Thing

ДС: - It Don't Mean a Thing, «Без свинга нет джаза». Оркестр Эллингтона 2 февраля 1932 года.

Солисты: Айви Эндерсон – вокал; Джо Нентон – тромбон и Джонни Ходжес – альт-саксофон.

Пианист Дон Шёрли любил повторять: «Дюк не был богом, но он был где-то на подходе…»

Чтобы расшифровать эту невероятную величественность, аристократичность Дюка, нужно заглянуть в 90 годы 19 века…

Тринадцатая поправка к Конституции США официально отменила рабство в 1865 году. Но если на севере страны афро-американцы пользовались относительной свободой, хотя дискриминация, как мы знаем, дотянула до Мартина Лютера Кинга, до совсем недавних времен, на юге страны Тринадцатая поправка была для черных американцев чем-то вроде дурной шутки.

Но к 80 годам 19 века ситуация в стране стала частично меняться. В Вашингтоне поняли, что афро-американцы в ближайшие годы будут голосовать на выборах и что в политической жизни страны голоса бывших рабов не стоит игнорировать…

Упрощая, можно сказать, что к 80-90 годам сформировался хоть и небольшой, но вполне конкретный средний класс афро-американцев. Вашингтон для них был столицей закона их защищавшего, чем-то вроде крепости… Он притягивал их как магнит.

Прадед Дюка был из Северной Каролины, прабабка из Вирджинии. Их продали в Каролину Южную, где дед Дюка, Джеймс, и появился на свет. Джеймс (он был почти светлокожим и, скорее всего, его отец был белым, а мать из рабынь) взял в жены Эмму, которая родила ему четырнадцать детей. Джеймс и Эмма какое-то время жили в Lincoln County в Северной Каролине, но в начале 90х целым кланом перебрались Washington D.C. – подальше, если говорить честно, от судов Линча и КККлана..

Знаете ли вы происхождение этой аббревиатуры? Ку-клукс-клан (три Ка) имитирует звук, издаваемый ружьем при передергивании затвора…

Эта тайная террористическая расистская организация была создана именно в год введения 13й поправки к конституции США…

Strange Fruit

ДС: - Strange Fruit, «Странный Плод», Льюис Аллена, чье настоящее имя – Абель Меерополь… Он был еврейским учителем в Бронксе и написал эту антирасистскую песню о линчевании в 36 году.

Билли Холидей, которою вы и услышали, исполнила впервые эту страшную песню в 39 году в «Cafe Society» в Гринвич Вилледж в Нью-Йорке. Она писала, что осознавала, что за исполнение этой песни про суд Линча она сама может стать жертвой расизма..

Фирма «Коламбия», которая обычно выпускала пластинки Холидей, как и радиостанция CBS, отказались записывать или транслировать Strange Fruit.

Билли Холидей сделала эту песню частью своего постоянного репертуара и в 78 году песня вошла в «Холл Славы Грэмми», а позже версия Strange Fruit в исполнении Билли Холидей была названа Союзом Звукозаписывающей Промышленности Америки и Национальным Комитетом по Вкладу в Культуру и Исскуство – «Песней Столетия».

В 90х годах 19 века правительство США смогло учредить несколько постов на Капитолийском Холме для афро-американцев – в Министерстве Финансов и в государственной типографии. Постепенно в Вашингтоне росла и пускала корни молодая и богатая элита афро-американцев: врачей и адвокатов в первую очередь, выпускников Хоуардского Университета. Отец Дюка, Джеймс Эдвард, или J.E., как все его звали, сначала работал сначала возничим, а потом батлером в доме богатого врача Миделтона F. Cuthburt’a. Он взял в жены Дейзи Кеннеди (отсюда и полное имя Дюка – Дюк Кеннеди Эллингтон) - дочку полицейского, статус которого был на порядок выше.

Так что Дюк с самого детства рос в достатке и, по тем временам, в том, что называлось «приличным районом», на 21-29 Ward (О:) Place…


Boo-dah – 3:32

ДС: - Boo-dah, Будда, композиция Билли Стрейхорна. Оркестр Дюка в студии звукозаписи RCA, 28 августа 1967 года..

Но пора однако вернуться из истории джаза в историю планетарных буден. Микрофон коллегам «Свободы» для краткой сводки новостей..

ID-2 Дейзи Кеннеди была строгой протестанткой и джаз для нее был «низкой» и «грубой» музыкой притонов и борделей. Юный Дюк Эллингтон не был знаком с экстазом притопывания и хлопанья в ладоши прихожан методистских или баптистских церквей. Между ним и, выросшим на улицах Нового Орлеана Луи Армстронгом, лежала пропасть..

Вы слушает «Время Джаза» на частотах «Свободы». У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Money Jungle

ДС: - Money Jungle, «Джунгли Денег», пьеска Эллингтона с одноимённого и достойного всяческого внимания диска, выпущенного Майклом КаскУна в 62 году для «Блю Ноут». Это уникальная запись, сделанная в составе Трио: Дюк – рояль, Мингус – контрабас и Роач – ударные…

Джеймс и Дейзи Эллингтоны, как и многие их соседи, стремились подражать викторианским традициям богатых белых американцев. Дейзи, как Джеймс, играла на фортепьяно, но «салонные» песни и арии из опер. Джеймс не только работал батлером, но был и поставщиком продуктов и готовых блюд для Белого дома. Стоит ли говорить, что мебель доктора Миделтоуна Cuthburt’a, посуда, шторы, кухонная утварь и прочие, периодически обновляемые предметы обихода, перебирались в дом Эллингтонов…

Мало того, и блюда, остававшиеся от обедов и ужинов шли на стол Джеймса и Дейзи. И, что уж совсем забавно, когда Джеймс поставлял блюда для вечеров и приемов в Белый дом и эти яства заканчивали свой короткий гастрономический путь на столе Эллингтонов.

Когда Дюку стукнуло 7 лет, мать решила, что пора ему заняться музыкой. Не потому что у него был особый талант (он предпочитал бейсбол и рисование), а потому что это тоже было принято в хороших семьях. Но Дюк прозанимался с пианисткой, мадмуазель Мариеттой Клинкскейлс, всего лишь две недели. Фортепьяно его не интересовало, в азы нотной грамоты он не вник, зато мать окружила его молодыми дамами, которые научили его элегантно одеваться, галантно изъясняться по-английски и, в целом - хорошим манерам.

Школьные друзья вскоре заметили приятную неагрессивную бесцеремонность Эдварда, его стильные костюмы, его изящество, его уверенность в себе (унаследованное от отца) и окрестили его Герцогом, то есть Дюком…

Lotus Blossom

ДС: - Lotus (э) Blossom, Цветок Лотоса, Билли Стрейхорна (Билли упорно называли альтер-эго Дюка).

Эллингтон – рояль. Харри Карни – баритон и Эрон Бэлл – контрабас. 1 сентября 67 года.

ID-3:- История джаза на частотах «Свободы». От рэгтайма и блюза, от новоорлеанского стиля до свинга, и дальше к трем разновидностям бопа, к фри и фьюжн. У микрофона – ваш ДС…

По-настоящему джазом Дюк заинтересовался в 14 лет, когда понял, что где бы он не играл – на вечеринках, в салонах, в знакомых семьях - к роялю, как намагниченная, всегда прилипала какая-нибудь девица. Эта сексапильная ловушка его и прихлопнула. Он начал интересоваться музыкой серьезно; он начал слушать, а главное смотреть, КАК играют пианисты рэгтайма и страйда, а его молодая жена (школьная зазноба) Эдна Томпсон, научила его читать ноты.

Первую пьеску свою он сочинил в уме, работая продавцом газировки. Пьеска так и называлась «Soda Fountain Jerk». Он играл ее на вечеринках как one-step, two-step, вальс, танго и даже фокстрот.

Ему везло он познакомился с самим королем страйда Джеймсом Пи Джонсоном. Но главное, чудесный пианист Оливэр «Док» Пэрри занялся им серьезно, помог ему углубить знание нотной грамоты, улучшил его технические навыки и подтолкнул к профессионализму.

За первое выступление, гордый как бог, Дюк, получил – 75 центов.


Black and Tan Fantasy

ДС: - Black and Tan Fantasy, классика Дюка Эллингтона.

Концерт оркестра Дюка в Карнеге-Холле, 11 декабря 43 года.

Кстати, именно оркестр Дюка изобрел это полное воплей, остро-заточенных воплей, глухих сурдинок и рифов «звучание» - звуки джунглей… В этой перемене от сладко-сиропного, взмывающего и опадающего стиля к псевдо-африканскому сыграл огромную роль мэтр сурдинки, трубач Джеймс «Баббер» Майли.

Время шло, «Вашингтонцы», как называли себя участники первого состава Дюка, отправились завоевывать Нью-Йорк и тут я вас отсылаю к фильму Френсиса Форда Коппола, «Коттон Клаб». И хотя на сцене чаще мелькает двойник Кэба Кэллоуэя, а не Дюка, все равно – атмосфера нью-йоркской Мекки джаза важнее подлинности прототипов фильма…

St. Louis Blues

ДС: - St. Louis Blues, оркестр Дюка и классика WC Хенди. Все та же Айви Эндерсон – вокал.

Записанный двумя любителями-звукооператорами концерт оркестра Эллингтона в небольшом городке - Фарго, Северная Дакта, 40 год.

Рассказ об эволюции, карьере, пьесках, пьесах, сюитах, музыкантах, гастролях, премиях Дюка Кеннеди Эллингтона, который, так неохотно начинал, так медленно втягивался в джаз и достиг таких широт, высот, такого неповторимого звучания – занял бы эдак с полгода - «Времени (бесценного) Джаза».

Увы, этого не произойдет. Но Дюк возьмет реванш появляясь то, как банд-лидер, то как пианист, то как великий чудак, но чаще, как композитор, автор стандартов – на частотах «Свободы».

Вот на прощанье, эдак «so long», до скорого, звуковая дорожка фильма Отто Премингера «Анатомия Убийцы». Музыку написал великий денди джаза, а исполнил – его же оркестр. Лейтмотив, как когда-то говорили «фильмы», звучит так:

Main Title and Anatomy of a Murder

ДС: - Anatomy of a Murder, «Анатомия Убийцы». Вскрытие было сделано кинорежиссером Отто Премингером под звуки оркестра Дюка Эллингтона. Полиция Лос-Анджелеса проставила дату: 29 мая 59 года.

На этой криминальной ноте я с вами и прощаюсь. Подкаст «Времени джаза» прописан на сайте svobodanews.ru. Всех вам весенних благ, до следующей недели, чао, ба-бай!

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG