Ссылки для упрощенного доступа

Голландская болезнь деревьев в Санкт-Петербурге


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.

Марк Крутов: Жители Петербурга с понятной радостью восприняли появление первое зелени. Тем не менее, они не подозревают, что многим деревьям, в основном, вязам, угрожает гибель от новой болезни - голландской. Многие видят, как в садах и парках рубят деревья, возмущаются, но на самом деле их рубят слишком медленно. В этом проблема. Город из-за этого может остаться вообще без вязов. Почему? Рассказывает Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Городские вязы, которые считаются идеальными для нашего климата растениями, болеют тяжелой грибной инфекций - голландской болезнью, названной так потому, что она впервые была описана в Нидерландах в 1919 году. Она распространяется несколькими видами насекомых, в особенности жуком заболонником вязовым. Симптомы этой болезни таковы - сначала листья желтеют и опадают, затем отмирает верхушка, и, наконец, гибнет все дерево. Говорит кандидат биологических наук, сотрудница Ботанического института академии наук Галина Наконечная.

Галина Наконечная: Она давно известна во всей Европе. Просто у нас эта болезнь, может быть, в северных местах еще не очень распространена была, а теперь появилась и пошла. Нужно вырубать, уничтожать, чтобы не разносилось. Это грипп. Он разносится. Жуки ее разносят. Она поражает вязы. Засыхает дерево, в конце концов.

Татьяна Вольтская: Голландская болезнь была обнаружена на юге Петербурга в 2001 году. Сама болезнь действительно была бы не так страшна, если бы ее не переносили жуки-короеды, прилетающие с юга. Пару лет назад они освоились в царскосельских парких, затем двинулись на центр города, а оттуда - уже на север. Многие деревья Александровского парка уже спилены. В парке у Адмиралтейства деревья страдают от целой когорты вязовых вредителей - и от голландской болезни, и от жуков-короедовы, и даже от опят, чья грибница оккупирует дерево последней и доедает то, что осталось.
Беда в том, что зараженные деревья нужно срубать как можно оперативнее, но этому мешает установленный порядок, по которому, чтобы срубить в парке хоть одно дерево, нужно получить разрешение комиссии из четырех человек. Пока бумаги подписываются, личинки короедов успевают вырасти, съесть дерево и перелететь на другое, перенеся на него голландскую болезнь. Лечить деревья, к сожалению, не удается, говорит директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов.

Александр Карпов: Единственный способ - это вырубить дерево, выкорчевать пень и уничтожить все порубочные остатки. В прошлом году было по заказу Комитета по природопользованию Петербурга проведено обследование. Вот этот мониторинг позволил выявить, что деревья действительно больны. Сейчас создается программа. Она должна быть в ближайшее время уже реализована. Потому что это нужно сделать до того, как деревья пойдут в рост. Будет реализована программа вырубки больных деревьев. Больные деревья помечены таким красным крестом. Мы специально опубликовали фотографии, которые нам прислали из комитета сотрудники, чтобы люди понимали, что к чему, что вот это деревья, которые пойдут на снос. Их, к сожалению, очень много на Васильевском острове, в частности, на Смоленском кладбище. Такая грустная ситуация.

Татьяна Вольтская: И все же Александр Карпов считает, что в целом ситуация с зелеными насаждениями в Петербурге гораздо благополучнее, чем во многих городах России, например, в Москве или Казани. Тем не менее, и здесь она очень запутанная, требующая больших усилий по наведению порядка в документации.

Александр Карпов: Несмотря на постоянные попытки застройки скверов, есть законодательная база для того, чтобы урегулировать этот процесс. В ближайшее время будет готовиться корректировка закона о зеленых насаждениях общего пользования, потому что это давно назрело. Работы практически выполнены. Здесь очень важно следить всем горожанам за тем, чтобы из списка было исключено все то, что должно быть исключено. Мы по этому поводу будем публиковать подробные объяснения. Допустим, попали туда территории земельных участков, которые находятся в частной собственности. Есть участки, которые, допустим, попадают будущего дорожного строительства, кварталов, которые пойдут под реновацию.

Татьяна Вольтская: Понятно, что после строительства дорог или реновации кварталов зеленых насаждений больше не станет, тем важнее остановить уничтожение вязов, но это не только трудно, но и дорого. Снос одного дерева и вывоз его на свалку стоит от 3 до 10 тысяч рублей, а всего требуется вырубить около 10 тысяч вязов.
XS
SM
MD
LG