Ссылки для упрощенного доступа

Эскалация насилия в Пакистане


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Александр Гостев.

Марк Крутов: Одной из точек напряжения на карте мира остается Пакистан. Последние новости. Пакистанские военные обвинили талибов в серьезных нарушениях мирного соглашения, действующего в долине Сват на северо-западе Пакистана. Они заявляют, что талибы разграбили банк, который был расположен в долине. Там же была обнаружена заминированная машина, по всей видимости, приготовленная для теракта. Боевиков обвиняют также в нападении на линию электропередач и подрыве моста. Напомню, армейские подразделения проводят операцию против боевиков, проникших из долины Сват в район Бунер. Это уже менее, чем в 100 км от столицы Пакистана Исламабада. Удастся ли президенту США Бараку Обаме, благодаря новой стратегии объединенных действий в Афганистане и Пакистане, добиться урегулирования в этом регионе?
Мнение в нашем эфире высказывает профессор Королевской военной академии Нидерландов и Университета стратегических исследований нидерландского города Лейден Джулиан Линдли-Френч.

Джулиан Линдли-Френч: Главным успехом пока можно считать решимость Запада, наконец, стабилизировать этот регион. А главный провал - то, что стратегия наших действий здесь с самого начала была не проработана основательно, то, что мы понятия не имели ни о концепции таких действий, ни о том, с чем нам предстоит столкнуться и насколько глубоко мы окажемся вовлечены в проблему. Нам нужно сделать так, чтобы качество жизни людей в Афганистане продолжало бы постоянно улучшаться. Это займет много времени и потребует значительных финансовых усилий. А мы только сейчас начинаем понимать это, так сказать, вникать в реальность.

Александр Гостев: Мы слышали немало одобрительных экспертных мнений по поводу новой стратегии Барака Обамы в Афганистане и Пакистане, но есть ли у нее, на ваш взгляд, существенные недостатки?

Джулиан Линдли-Френч: Ну, вы знаете, я все-таки склонен также в первую очередь отметить ее сильные стороны. Это понимание того, что стабильность в Афганистане существенно влияет на ситуацию во всей Центральной и Южной Азии, и понимание необходимости налаживания здесь диалога между соседними государствами. А то, чего я пока еще не вижу, и что хотел бы увидеть - это оригинальный план экономического возрождения этого региона.

Александр Гостев: Вашингтон крайне озабочен последними вспышками насилия не только в Афганистане, но и в Пакистане, поэтому Барак Обама призвал президентов обеих стран организовать совместную встречу в ближайшее время.

Джулиан Линдли-Френч: Я думаю, что эта озабоченность вполне искренна, однако тревоги Белого дома, на мой взгляд, чрезмерны. В Пакистане по-прежнему существуют и действуют ряд стабильных государственных институтов, с которыми нам необходимо продолжать работу - аппарат президента, парламент, и, разумеется, армия. Именно они являются опорами стабильности всей страны. Сегодня их работа проходит не совсем по, так сказать, западным стандартам, но, с другой стороны, а почему, собственно, она должна быть такой? Пакистан, несмотря ни на что, до сих пор не стал тем, что мы на Западе называем failed state, то есть "провалившимся", или "несостоятельным" государством. Поэтому, я полагаю, об этом и сейчас не следует забывать.
Мы отдаем себе отчет в том, что в Пакистане происходят значительные изменения, и нам не следует делать вид, что мы ничего не знаем о ситуации в Белуджистане, Вазиристане, или на Федеральной Территории Племен. И, разумеется, движение "Талибан" в Пакистане все еще остается главной угрозой. И все-таки Пакистан остается, и должен оставаться, нашим главным партнером в деле стабилизации обстановки в регионе.

Александр Гостев: С момента инаугурации Барака Обамы начались аккуратные попытки привлечь к процессу мирного урегулирования в Афганистане также и Иран. Однако до сих пор мы не наблюдали здесь какого-либо заметного прогресса. Какую роль в дальнейшем, на ваш взгляд, Тегеран мог бы играть в деле стабилизации в Афганистане?

Джулиан Линдли-Френч: Позиции Ирана в Афганистане очень сильны, иранцы пользуются здесь авторитетом, особенно на северо-западе страны, и нам всем придется это признать, хотим мы этого иди нет. Однако существуют ряд важных аспектов, где взгляды Ирана на самом деле, в долгосрочной перспективе, совпадают с задачами, которые ставит перед собой международная коалиция. И, в первую очередь, это проблема движения "Талибан". Несмотря на то, что существуют доказательства, что Иран какое-то недолгое время поддерживал талибов, в стратегическом отношении Иран вряд ли желает их возвращения к власти. Исходя из этого, есть повод для оптимизма в этом вопросе.

Марк Крутов: Такого мнение профессора Королевской военной академии Нидерландов и Университета стратегических исследований нидерландского города Лейден Джулиана Линдли-Френча.
XS
SM
MD
LG