Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Барак Обама меняет налоговое законодательство в связи с экономическим кризисом


Сегодня в Америке

Юрий Жигалкин: В понедельник президент Обама выступил с масштабным планом расширения налогообложения американских корпораций и состоятельных американцев. Осуществление этих идей может заставить многие американские компании перевести производство в США из-за границы. Рассказывает Аллан Давыдов.

Аллан Давыдов: Объявив в понедельник о серии действий по пересмотру налогового кодекса, Барак Обама посетовал, что нынешнее законодательство позволяет американским бизнесменам платить меньше налогов при создании рабочих мест, скажем, в Индии, а не в штате Нью-Йорк. И администрация намерена сделать такую практику крайне невыгодной, обложив налогом иностранную прибыль американских компаний. Сейчас они не платят налогов на ту ее часть, которую они инвестируют в расширение производства за границей. Осуществление этой идеи может сильно ударить по доходам ведущих американских корпораций, зарабатывающих половину прибылей за рубежом. По словам Обамы, его план позволит в предстоящие 10 лет собрать дополнительных налогов на сумму 210 миллиардов долларов. Согласно плану, компании будут лишены возможности списывать с доходов производственные расходы за рубежом. Белый дом также намерен добиться полного доступа к информации об оффшорных счетах богатых американцев и компаний.
Каковы могут быть политические и экономические последствия нового плана администрации? Я задал этот вопрос старшему сотруднику Американского института экономических исследований Ричарду Эбелингу.

Ричард Эбелинг: Президент Обамой обретет образ борца с теми, кто уклоняется от налогов или обходит их. Но с экономической точки зрения это значит, что американские налогоплательщики будут пытаться найти новые незаметные уловки для избежания избыточного налогообложения. Напомню, что Обама уже предложил значительно поднять налоговые ставки для тех, кто зарабатывает свыше 250 тысяч долларов в год. Это очень несправедливо и неправомерно на взгляд тех, кто считает такие деньги заслуженно заработанными. Поэтому они будут искать другие способы сокрытия доходов от налоговиков.

Аллан Давыдов: Многие представители российского делового мира так же полюбили регистрацию в оффшорах, позволяющих им уклоняться от налогов. Усматриваете ли вы параллели?

Ричард Эбелинг: В обоих случаях люди стараются избежать налоговых ставок, которые им представляются завышенными и несправедливыми, в то время как правительства ищут любые источники поступлений в казну, не осознавая контрпродуктивности такой политики. Время и силы налогоплательщиков тратятся на защиту и укрытие доходов, а не на их приумножение. В случае с Россией очевидно и то, что действия государства, отсутствие правовой защищенности побуждают граждан не возвращать материальные ценности в свою страну, а хранить в любом из зарубежных финансовых институтов, обеспечивающих их сохранность. И это перекрывает дорогу накоплению капитала и инвестициям в самой России, принося результаты, прямо противоположные задачам правительства

Аллан Давыдов: По словам президента Обамы, правительство наймет в Федеральную налоговую службу около 800 новых сотрудников, чтобы усилить контроль за соблюдением налогового законодательства.

Юрий Жигалкин: Вслед за выступлением президента Обамы о намерении уничтожить налоговые убежища, мера, которая, по подсчетам администрации, должна лишить бизнес почти 200 миллиардов долларов прибыли, основные рыночные индексы пошли резко вверх. Индекс Стэндарт энд Пур, показатель стоимости акций 500 ,компаний превысил уровень пятимесячной давности. За 39 дней курсы акций поднялись на 34 процента. Впрочем, по словам трейдеров, катализатором скачка стало не заявление президента, а информация о росте активности на рынке недвижимости, где продажа домов возросла, несколько оживилось строительство. Все это хорошо вписывается в предсказания некоторых экономистов, прогнозирующих возобновление экономического роста в Соединенных Штатах уже в ближайшие месяцы. Если они правы, фондовые рынки США и мира лишь разогреваются перед рывком и недавние добрые времена преуспевания могут быть за ближайшим поворотом. Насколько вероятен такой сценарий? Я задал этот вопрос экономисту, содиректору Центра российских исследований Гарвардского университета Маршаллу Голдману.

Маршалл Голдман: Он может состояться, но для этого должны быть выполнены несколько важных условий. Да, мы видим признаки стабилизации рынка недвижимости. Если учесть, что именно его крушение спровоцировало финансовый кризис и последующие катаклизмы, то это важный сигнал выздоровления. Но при этом мы знаем, что безработица растет, растет число несостоятельных домовладельцев. В таких условиях не может быть стабильного роста спроса на недвижимость, то есть последние данные могут быть аберрацией. Конечно, любая стабилизация может стать фундаментом для будущего роста, но я не думаю, что это дело ближайшего будущего. Негативные тенденции и настроения все еще доминируют в макроэкономике. С другой стороны, в подобной ситуации очень большую роль играет психология и акции Белого дома, судя по всему, вселяют в рынки уверенность, что может помочь.

Юрий Жигалкин: Есть ли, по-вашему, поводы для надежд у россиян относительно их экономики?

Маршалл Голдман: Я думаю, российская экономики все еще находится в процессе усушки, который далеко не закончился. Одна из проблем России заключается в том, что там, в отличие от западных стран, рост безработицы вызывает гораздо более серьезные последствия из-за отсутствия системы социальных и финансовых гарантий. Например, безработный в США или Западной Европе получает достаточное пособие, чтобы поддерживать сносный уровень жизни и продолжать потреблять. Банковские вклады также гарантированы и люди не беспокоятся, что они останутся ни с чем в случае углубления кризиса. В России этого практически нет. Плюс, как известно, Россия крайне зависима от цен на природные ресурсы. Как мне кажется, эти цены уже завышены после нескольких месяцев подъема с прошлой осени.

Юрий Жигалкин: Это был профессор Маршалл Голдман.
XS
SM
MD
LG