Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Мусульмане и западный мир: великая пропасть во взглядах друг на друга не сужается, утверждают американские социологи. Новый «Супермен» готов к покорению киноэкрана


Юрий Жигалкин: Мусульмане и западный мир: великая пропасть во взглядах друг на друга не сужается, утверждают американские социологи. Новый «Супермен» готов к покорению киноэкрана. Таковы темы уик-энда в рубрике «Сегодня в Америке».


Авторитетный американский социологический Центр Пью обнародовал результаты своего традиционного опроса о том, как воспринимают друг друга мусульмане и жители западных стран. Исследования были проведены в тринадцати наиболее репрезентативных странах, они показали, что представители двух цивилизаций видят друг друга по большому счету в негативном свете.


С подробностями – Владимир Морозов.



Владимир Морозов: В последний год отношение мусульман к Западу ухудшилось, и в этом ухудшении мусульмане винят сам Запад. По данным обследования, большинство населения многих мусульманских стран считает жителей развитых стран агрессивными, жадными и аморальными. В то же время, мусульмане, живущие в западноевропейских странах, более склонны считать граждан этих стран щедрыми и честными, хотя и эгоистичными.


14 с лишним тысяч интервью, проведенных сотрудниками центра, показали и более позитивные тенденции, в том числе наблюдаемое в некоторых мусульманских странах ослабление поддержки террористов. Например, в Иордании симпатию бин Ладену выразило менее 1 процента опрошенных, в то время как меньше года назад эта доля составляла 25 процентов. Такое снижение понятно, если вспомнить, что в ноябре прошлого года три взрыва в отелях Иордании унесли жизни 60 человек. Изменилось отношение к бин Ладену и у пакистанцев. В мае прошлого года некоторое доверие ему выражал 51 процент опрошенных, теперь - только 38.



Карел Дорети: Мы обнаружили, что такие идеалы, как демократия, все еще пользуются широкой популярностью и поддержкой в мусульманском мире. Среди мусульман нет тенденции перекладывать на Запад вину за собственное экономическое отставание. Некоторые мусульмане, например, в Турции прямо говорят, что причины отставания - это плохая система образования, коррупция их собственного правительства и другие внутренние факторы.



Владимир Морозов: Так считает Карел Дорети, помощник директора исследовательского Центра Пью, один из специалистов, проводивших обследование.


Скажите, Карел, какие выводы можно сделать из работы вашего Центра по поводу так называемого «столкновения цивилизаций»?



Карел Дорети: Мне очень неприятно уклоняться от прямого ответа. Но, по некоторым результатам обследования, выходит, что такое столкновение неизбежно и оно уже происходит. Зато другие результаты говорят нам, что почва для компромисса и соглашения существует. Так мусульмане, живущие в странах Запада, относятся к нам гораздо лучше, чем их единоверцы в государствах третьего мира. И эти умеренные мусульмане не принимают идею столкновения цивилизаций.



Владимир Морозов: По-разному относятся к мусульманам и в развитых странах. Так, около 80 процентов немцев и более 80 процентов испанцев считают мусульман склонными к фанатизму. Но такого мнения придерживается только половина французов и еще меньше (43 процента) американцев.



Юрий Жигалкин: О результатах социологического опроса о том, как видят друг друга мусульмане и жители западных стран, рассказывал Владимир Морозов. Прокомментировать некоторые из наиболее любопытных выводов этого опроса я попросил социолога, профессора Мичиганского университета Владимира Шляпентоха.


Профессор, прежде всего замечаешь, что американцы, как ни странно, склонны более положительно оценивать отношения между мусульманами и жителями западных стран, чем европейцы, хотя таких оптимистов всего 32 процента. Почему?



Владимир Шляпентох: Анализ причин состоит в том, что и немцы, и французы, и испанцы сталкиваются с мусульманским населением в быту гораздо чаще, чем американцы. Это, с моей точки зрения, одна причина, и, по-моему, она ведущая. Вторая причина состоит в том, что культ терпимости в Америке велик, как ни в одной стране мира.



Юрий Жигалкин: Интересно, что и американские мусульмане не устраивали бесчинств, подобных тем, что разразились в Европе после карикатур на Мохаммеда?



Владимир Шляпентох: Думаю, что мусульманское население, конечно, более ассимилировано, более доброжелательно к существующему порядку в Америке. Хотя при всей доброжелательности не нужно преувеличивать. И, опять повторяю, великая терпимость американского общества.



Юрий Жигалкин: Профессор, среди ответов мусульман больше всего, по крайней мере меня, поразило то, что приблизительно каждый седьмой говорит о приемлемости террористических атак на невинных людей с целью зашиты ислама?



Владимир Шляпентох: Это необычайно серьезный факт. И он только лишь иллюстрирует, насколько серьезна угроза исламского фундаментализма для западного мира, для США, для России, для Европы. Это мощнейшее оружие, которое оказало большее влияние на политические процесс в мире, чем ядерное оружие. Эти цифры говорят об огромном резервуаре самоубийств в мусульманском мире.



Юрий Жигалкин: Опрос этот вызывает тревожные ощущения. Можно ли в нем найти поводы для оптимизма?



Владимир Шляпентох: Не видно никаких позитивных вещей. Наоборот, видно, к сожалению, обострение взаимоотношений между западным и мусульманским миром. То обстоятельство, что большая часть населения отрицает, что все 19 участников этих событий были арабами, это необычайно тревожное обстоятельство.



Юрий Жигалкин: Говорил профессор Мичиганского университета Владимир Шляпентох.


В эти дни Голливуд живет в ожидании того, что наверняка станет одной из крупнейших премьер года, по крайней мере, в коммерческом смысле. Студия «Уорнер Бразерс» сделала гигантскую ставку, затратив около десяти лет и двухсот миллионов долларов на «Супермен возвращается», реинкарнировав культового киногероя. И специалисты ожидают живого интереса масс к новому супермену.


Мой коллега Ян Рунов поговорил об этом фильме с кинокритиком, побывавшем на предварительном просмотре.



Ян Рунов: Новый фильм о супермене выйдет на экраны через несколько дней, но критики, побывавшие на предварительных просмотрах, отзываются о новой версии в основном положительно. Создатели фильма и исполнители главных ролей в своих интервью говорят, что посвятили эту работу Кристоферу Риву и его жене Дэйне. Рив, исполнитель роли Супермена в нескольких сериях, умер в октябре 2004 года после мучительных лет борьбы с параличом. Ему было 52 года. А Дэйна Рив умерла от рака легких в марте этого года. Брендон Рут, который играет Супермена в новом фильме, сказал, что рад идти по стопам Кристофера Рива в этой роли. А Кевин Спейси, играющий злодея Лекса Лютора, назвал Рива реальным героем нашего времени.


В последнее время голливудские студии пытаются разжечь интерес публики задолго до выхода кинокартины на экран. Так было и со «Страстями Христовыми», и с «Горбатой горой», и с «Кодом да Винчи»... Теперь пустили слух о том, что в новом фильме Супермен очень похож на гомосексуалиста. На это режиссер фильма Брайан Сингер, который вроде бы действительно придерживается нетрадиционной сексуальной ориентации, говорит, что его Супермен – гетеросексуал, по-прежнему любящий свою Лоис Лейн, и что у красного плаща Супермена совершенно нет голубого оттенка.


Кинокритик Крэг Конрой, вернувшийся с просмотра, сказал…



Крэг Конрой: Я – почитатель Супермена с детства. Смотрел всю телевизионную серию, а затем и все кинофильмы о нём. И должен сказать, что «Возвращение Супермена» - лучшее из того, что я когда-либо видел. В новой картине немало современных, жизненных ситуаций. И это должно вызвать у публики ответные чувства. За пять лет, что Супермен отсутствовал на Земле, его подруга Лоис Лейн стала матерью. У нее растёт мальчик, которому пять лет (странное совпадение: как раз пять лет назад Супермен и Лоис виделись последний раз). Чей это ребенок – не говорится, но она живёт своей жизнью – с ребенком и другом-лётчиком. Роль завзятого врага Супермена – Лютора – играет великолепный актёр Кевин Спейси, который сейчас чрезвычайно популярен в Лондоне. Мне кажется, это прекрасный фильм.



Ян Рунов: Действительно ли Супермен в режиссуре Сингера несколько... женственен, что ли?



Крэг Конрой: Я бы сказал, он не такой мачо, какими были его предшественники в прежних фильмах.



Ян Рунов: Почему этот персонаж – Супермен – столь привлекателен и столь любим многими поколениями американцев?



Крэг Конрой: Думаю, всем нам дорога надежда на спасение. Очень хочется верить, что, как говорит сам Супермен, он всегда где-то рядом и в последнюю минуту появится. Во всех сериях Супермен спасает людей от гибели. Все мы любим хэппи-энд, когда после всех катастроф всё кончается хорошо. К тому же «Возвращение Супермена» оставляет дверь открытой для новых серий. Словом, это один из лучших в этом жанре фильмов, которые я видел за последние 2 года.



Ян Рунов: Однако не все кинокритики однозначно принимают новую работу так восторженно, как Крэг Конрой, кинокритик и историк кино из Пенсильвании. Например, Роджер Фридман пишет, что получал удовольствие от фильма первый час, а последующие полтора отвлекался всё чаще. Картину можно бы подрезать. По его словам, уж очень режиссёр старается всунуть побольше трюков, удивить на все 200 или 300 миллионов долларов, затраченных на производство. Отмечает Роджер Фридман и недостатки актёрской игры. Исполнитель роли Супермена Брендон Рут, по его мнению, хорош лишь тем, что внешне напоминает Кристофера Рива. Характер героя на протяжении фильма не развивается, в нём нет динамики. Режиссёр Сингер старается прикрыть актёрские недостатки Рута другими персонажами вокруг него. Кевин Спейси не так ярок, как был в роли злодея Лютора Джин Хакмен. После предварительного показа кинофильма публика энергично аплодировала, но это не был триумф, считает Роджер Фридмен.


Критики уверены, что в первую неделю показа картина соберёт много денег. Но перекрыть затраченные сотни миллионов – не так просто. В одних городах Америки кинофильм выйдет на экраны в среду 28 июня, в других премьера назначена на пятницу 30-е. А за пределами США Супермен вернётся в кинотеатры в июле.



Юрий Жигалкин: Авторы нового «Супермена» уважают преемственность, заимствуя из прошлых фильмов культовые символы. Среди этих символов – легко узнаваемая тема композитора Джона Уилльямса.


XS
SM
MD
LG