Ссылки для упрощенного доступа

Россия-Южная Осетия: "то, что мы делали скрытно, теперь будем делать явно"


Российские войска движутся в районе Эгети в направлении Южной Осетии, 22 августа 2008
Российские войска движутся в районе Эгети в направлении Южной Осетии, 22 августа 2008

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.
Андрей Шарый: Назначенная на сегодняшний день, 7 мая, вторая встреча представителей Грузии и Южной Осетии с участием России наблюдателей Европейского союза по постконфликтному урегулированию сорвалась - не смогли договориться о месте проведения консультаций. Между тем, в Южную Осетию совершил поездку председатель Счетной палаты России Сергей Степашин. Сегодня он беседовал с журналистами, заявив им, что в этом году Россия выделила на восстановление разрушенной войной инфраструктуры независимого южноосетинского государства, по мнению Москвы, деньги в сумме более 10 миллиардов рублей. Об этом корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.

Олег Кусов: Счетная палата не выявила случаев нецелевого использования российских бюджетных средств в Южной Осетии. Об этом сообщил Сергей Степашин. Он подчеркнул, что компенсации получили не все пострадавшие.

Сергей Степашин: В этом году и в прошлом году освоено 2,5 миллиарда рублей в целом на восстановление инфраструктуры, на восстановление домов жилых. Более того, государство впервые, наверное, взяло на себя и восстановление частного сектора, то, чего не было раньше даже по нашим пострадавшим от боевых действий республикам, я имею в виду в первую очередь, конечно, Чеченскую республику. Вопрос о другом стоял, о том, что часть объектов, которые были пущены, не были приняты соответствующими комиссиями, потому что в правительстве не было соответствующих структур. Люди заехали... так, если строго говорить, за это можно спросить, за нецелевое использование бюджетных средств, но на самом деле эти деньги пошли на цели, на восстановление. 22 тысячи еще не получили компенсации. Это не то, что деньги разворованы, они просто не пришли, потому что МЧС приняло решение, немножко затянув эту ситуацию, все-таки проверить каждую семью. Я, кстати, признателен Кокойты за то, что он такое решение обнародовал, его сограждане как бы его поддержали, о том, чтобы все списки каждой семьи, получившей компенсацию, были опубликованы.

Олег Кусов: Крыша над головой у людей уже есть, подчеркнул Сергей Степашин.

Сергей Степашин: В этом году на восстановление Южной Осетии будет выделено и выделено уже больше 10 миллиардов рублей, 2,5 из них уже израсходовано. Из 581 объекта, которые планировались для восстановления, в основном это те, что были разрушены на 99% во время августовских боевых действий грузинской армии против Южной Осетии, работа осуществляется на 370-ти. Чтобы было понятно, что сделано, что не сделано, сегодня можно сказать о том, что крыши над всеми домами есть, практически нет жилых помещений, в которых нельзя либо работать, либо обучать, либо осуществлять другие функции, все эти помещения либо освобождены, либо в них серьезный ведется капитальный ремонт.

Олег Кусов: В рамках программы по восстановлению Южной Осетии был построен госпиталь. Однако Сергея Степашина удивил принцип, по которому его возводили строители.

Сергей Степашин: С госпиталем очень странная картина получилась. Построено все - подсобки, служебные помещения, кабинеты, но не построены палаты, где надо людей лечить, не знаю, по какому принципу. Поэтому были поставлены очень жесткие задачи и требования, в том числе к "Спецстрою" и к местному руководству: ситуацию исправить в течение мая-июня месяца. Приедем - проверим еще.

Олег Кусов: Сергей Степашин напомнил, что в скором времени на территории Южной Осетии появится крупная российская военная база.

Сергей Степашин: И форс-мажоры начала августа прошлого года - все-таки давайте согласимся, что первые несколько часов они были весьма сложными для наших миротворцев, которых там было не так уж и много - будут решены. Плюс, вы знаете, в прошлую пятницу три президента - Кокойты, Багапш и наш президент Медведев - подписали соглашение о границе. И как только была поставлена подпись руководителя нашей страны и двух президентов, российские пограничные войска (к этому они были готовы) сразу же выдвинулись и заняли все рубежи непосредственно на границе с Грузией. Для них, кстати, это была достаточно большая неожиданность.

Олег Кусов: Создание российской военной базы, российские пограничники, бюджетное финансирование - не говорит ли это о том, что Южную Осетию рассматривают в Москве, как свою, российскую территорию? Этот вопрос я задаю журналисту, специалисту по Кавказу Вадиму Дубнову.

Вадим Дубнов: Как российскую территорию Южную Осетию рассматривали всегда, начиная с 1992 года, с самого первого конфликта. Просто теперь решено за удовольствие так считать еще и платить. А за удовольствие ставить там военные базы... Кстати, совершенно не понятно из стратегического соображения, зачем нужна в Южной Осетии военная база, потому что кому оттуда грозить, кроме Тбилиси, совершенно не понятно. Действительно, неожиданно это было для Грузии, потому что никто не ожидал таких явных признаний в том, что будут так нарушены считающиеся святыми соглашения Медведева-Саркози. При том отношении, которое было с 1992 года, мы просто это легализовали, формализовали и даем всему миру понять, что, собственно говоря, и является целью этой операции - мы даем всему миру понять, что единственным смыслом тех изменений, которые случились в августе прошлого года, это то, что мы делали скрытно, теперь мы будем делать явно.

XS
SM
MD
LG