Ссылки для упрощенного доступа

Какое оружие избрать против пиратства. И кого против них вооружить. Юридические и практические проблемы у берегов Сомали


Ирина Лагунина: Сомалийские пираты остаются серьезной угрозой международному судоходству в районе Африканского Рога. В четверг военно-морское командование НАТО заявило, что готово направить в район специальную миссию для борьбы с пиратами вместо четырех кораблей, которые курсируют в районе Африканского рога сейчас. Остается принять решение на политическом уровне. Сообщения о новых захватах поступают чуть ли не каждый день. Их последняя добыча – захваченное в четверг судно под нидерландским флагом и 19 членов команды. Только с начала этого года в регионе произошло 102 нападения пиратов. В прошлом году за то же время было совершено 53 нападения. И каждое шестое судно было при этом похищено. Через Аденский залив ежегодно проходят около 20 тысяч судов. Поэтому не случайно, что американские законодатели, эксперты и моряки обсуждали на минувшей неделе возможные меры борьбы с пиратством. Рассказывает Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Благополучное освобождение из пиратского плена капитана Ричарда Филлипса ни в коей мере не сняло проблему пиратства – тем более, что пираты пообещали отомстить американцам. На днях председатель комитета верхней палаты Конгресса по международным делам демократ Джон Керри провел слушания о мерах противодействия морскому пиратству. В своем вступительном слове он обрисовал всю серьезность положения.

Джон Керри: Всего несколько лет назад большинство американцев смотрели на пиратство как на бич минувших веков. Даже тот, кто знает о современном пиратстве, в значительной мере считал его характерной чертой Юго-Восточной Азии, но полагал, что и там оно больше не представляет серьёзную проблему.
Однако недавние события близ побережья Сомали сделали пиратство не только главной новостью, но и крупным источником беспокойства для судовладельцев и политиков. Чуть ли не каждый день приносит известие о новом нападении на грузовое судно или танкер, с грузом гуманитарной помощи на борту, нефтью или даже оружием — не говоря уже о, как правило, беззащитной команде.
Сегодня комитет изучает угрозу морского пиратства в районе Африканского Рога, и решения, возможные для нас, других правительств и судовладельцев в целях противостояния этой растущей угрозе. Эти нападения угрожают жизни невиновных людей и обходятся в значительные суммы. Сорок два судна были захвачены в прошлом году недалеко от берега Сомали. Заработок пиратов оценивается приблизительно в 30 миллионов долларов. Компании тратят дополнительные миллионы на новые страховые затраты, наем личной охраны, переоборудование судов, чтобы уберечь их от захвата, и на изменение маршрута, отклонение на тысячи миль в сторону от пункта назначения, иногда вокруг всего Африканского континента, только для того, чтобы избежать встречи с пиратами.
Пираты теперь действуют на расстоянии более тысячи миль от сомалийского побережья, в зоне площадью более миллиона квадратных миль, на морских путях, которые еще недавно считались безопасными.
Хуже того: мы знаем, что пираты тратят большую часть денег, полученных в качестве выкупа, на более совершенное оружие и более мощные двигатели, позволяющие им легко обгонять большие суда. Они также используют выкуп, чтобы вооружить и снарядить свои полувоенные формирования. Это опасный и порочный круг.
Пиратство угрожает нашей национальной безопасности и нашим экономическим интересам. Америка всегда была морской державой, и безопасность морских путей всегда была источником и символом нашей силы. В условиях нестабильности и кризисов по всему земному шару наша способность сохранить военно-морскую мощь и гарантировать свободное перемещение товаров и гуманитарных грузов сегодня столь же важна, как всегда.

Владимир Абаринов: Заместитель председателя комитета республиканец Ричард Лугар всецело разделяет озабоченность своего коллеги.

Ричард Лугар: Это единственный комитет в Сенате, в котором и председатель, и его заместитель служили в военно-морских силах, поэтому мы подходим к проблеме с некоторым пониманием исторической миссии военного флота. Пиратство - не новая проблема для нашей страны. Раздел 8-й статьи первой Конституции дает Конгрессу полномочия "определять и карать акты пиратства и тяжкие преступления, совершаемые в открытом море". Это один из немногих видов преступления, особо отмеченных в документе. Новость и источник беспокойства – это быстрый рост пиратства и вымогательства в отношении судоходства вне территориальных вод Сомали.
Нынешние пираты, как и те, что были до них, преследуют цель обогащения. В регионе, где проходят самые оживленные морские пути, у них нет недостатка в легкодоступной добыче. Выплаты огромны, они исчисляются миллионами долларов, тогда как в целом в том районе средний доход на душу населения составляет меньше двух долларов в день. До сих пор пиратство в Аденском заливе и у берегов Сомали было в значительной степени не смертельной угрозой. На берегу, в Сомали, где нет власти и порядка, и на его спорных территориях у пиратов есть где укрыться от судебного преследования. Они не испытывают трудностей ни со снабжением оружием и плавучими средствами, ни с вербовкой молодежи в пиратское войско. Многие крестьяне сочувствуют преступникам, считают современными Робин Гудами, которые распределяют свою добычу и не причиняют вреда заложникам.

Владимир Абаринов: Сенатор Лугар подчеркнул, что корни пиратской проблемы кроются в политической нестабильности Сомали.

Ричард Лугар: Чтобы покончить с пиратством в регионе, требуется многостороннее сотрудничество. Это сотрудничество должно включать военную координацию, но оно должно также вовлечь правительства ближайших стран и судоходные компании. И хотя военные средства могут оказаться необходимыми, важно понять, что первопричина проблемы – отсутствие закона и порядка в Сомали. Благодаря этому пираты безнаказанно действуют со своих баз на берегу. Это подчеркивает то, о чем я и другие члены этого комитета говорим давно - существование несостоявшихся государств непосредственно угрожает интересам национальной безопасности Соединенных Штатов. Несостоявшиеся государства – это потенциальные зоны безопасности для террористов, наркодельцов и торговцев оружием, а также пиратства. Неудавшиеся государства могут дестабилизировать соседние страны, породить племенной или религиозный конфликт и увеличить потоки беженцев.
Президент Oбама и госсекретарь Клитон, как и президент Буш до них, подчеркивали, что помощь другим государствам должна стать важной опорой нашей внешней политики. Сенат в этом году, соглашаясь полностью удовлетворить бюджетную заявку президента на финансирование внешней политики, признал, что, если мы не продолжим долгосрочные инвестиции, необходимые, чтобы предотвратить провал государств, если мы не будем пытаться сократить бедность, которая порождает нестабильность и экстремизм, мы рискуем заплатить намного более высокую цену в будущем.

Владимир Абаринов: В сенатских слушаниях принял участие и капитан Ричард Филлипс, который пользуется сейчас в США огромной популярностью и потому стал авторитетом в вопросе борьбы с пиратством. Филлипс, прежде всего, заявил, что не может говорить о конкретных обстоятельствах своего захвата и освобождения, так как эти обстоятельства остаются предметом уголовного расследования и не подлежат огласке. Говорил он о мерах противодействия пиратству.

Ричард Филлипс: Прежде всего, я полагаю, что наше правительство обязано защищать Соединенные Штаты, в том числе суда под американским флагом, которые по определению являются продолжением территории Соединенных Штатов, их команды, состоящие из граждан США, и международные коммерческие активы нашей страны. Из этого следует, что для правительства Соединенных Штатов наиболее желательное и надлежащее решение проблемы пиратства – это обеспечение защиты с помощью военных эскортов и размещением военных подразделений на борту американских судов. Я понимаю, что кто-то будет утверждать, что есть предел ресурсам любого правительства, даже американского. На самом деле из-за необъятности региона, в котором необходимо обеспечить защиту – а зоны, откуда исходит угроза, непрерывно расширяется - у наших военно-морских сил и коалиции военных кораблей других стран, размещенных в настоящее время в районе Аденского залива, возможно, просто нет ресурсов, чтобы в полной мере обеспечить защиту. Так что же можно сделать дополнительно?
По моему мнению, суда можно "укрепить" структурно, повысить их сопротивляемость пиратам. Кроме того, больше может быть сделано с точки зрения разработки определенных процедур антипиратства, орудий сопротивления и обучения американских команд. Я, однако, хочу подчеркнуть, что вопреки некоторым сообщениям, которые я недавно услышал, американские моряки отлично подготовлены и повышают свою квалификацию в частных учебных центрах, которыми совместно управляют профсоюзы и судоходные компании.
Насколько я знаю, сейчас судостроители и правительство детально обсуждают конкретные предложения по укреплению судов (подробности этих предложений должны оставаться секретными), и я уверен, что у нас скоро будут дополнительные методы защиты судна и команды. Я также слышал мнение, что все, что мы должны сделать, чтобы противостоять пиратству, это "всего-навсего вооружить команды”. Я считаю, вооружение команду нельзя рассматривать как лучшее или окончательное решение проблемы. Идти этим путем можно до определенного предела. Мое личное предпочтение - только четверо старших должностных лиц на борту судна должны иметь доступ к оружию, и эти люди должны регулярно проходить специальную переподготовку. Я понимаю, что даже этот ограниченный подход к вооружению команды ставит целый ряд очень каверзных вопросов. Я предоставлю другим разбираться в юридических проблемах. Однако все мы должны понять, что наличие оружия на борту торговых судов коренным образом меняет статус торгового судоходства, и нам следует проявлять величайшую осторожность в решении этой задачи. Тем не менее я считаю, что вооружение команды как часть общей стратегии могло бы при определенных обстоятельствах служить эффективным средством сдерживания. Думаю, определенные возможности такого рода должны стать предметом общих дебатов о том, как защититься против преступников в море.

Владимир Абаринов: Юридические проблемы, о которых упоминает капитан Филлипс, и есть главный камень преткновения. В частности, вооружить торговый флот означает кардинально изменить его мирный гражданский статус и превратить в мишень для пиратов. Неясно также, чьей юрисдикции подлежат захваченные пираты. Пират, арестованный в ходе операции освобождения капитана Филлипса, должен предстать перед американским судом. Не исключено, что его защита воспользуется вопросом о юрисдикции.
XS
SM
MD
LG