Ссылки для упрощенного доступа

Государственная Дума рассматривает поправки в Жилищный кодекс


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Гогин.



Андрей Шароградский: Сегодня Г осударственная Дума России рассматривает пакет поправок в Жилищный и Гражданский кодексы Российской Федерации. Законопроект направлен на усовершенствование жилищного законодательства. В частности, он обеспечивает право на жилье за бывшими членами семьи; вводит юридическое понятие коммунальной квартиры; устанавливает новые критерии для признания граждан малоимущими - этот статус позволяют претендовать на получение социального жилья.



Сергей Гогин: Значительная часть поправок регулирует предоставление социального жилья. О сути некоторых из них депутат Хованская рассказала в телефонном интервью Радио Свобода.



Галина Хованская: Я пытаюсь при постановке на учет тяжело больных, как это было до сих пор в московском законодательстве, учитывать право тяжелейших больных на дополнительную площадь. Есть такая норма "ухудшение жилищных условий". Я пытаюсь описать, какие ситуации не могут быть отнесены к ухудшению жилищных условий, искусственному я имею в виду. Например, человек состоял в этом же городе на учете, переехал к своим родственникам - это считается ухудшением? Нет, конечно. В суде признали сделку с жильем недействительной. Ну, не было этого, значит, жилья, нельзя его учитывать при постановке на учет, не искусственное это ухудшение.


Дальше. Сейчас жутко совершенно стали в одну очередь сваливать и первоочередников, и внеочередников, и общую очередь из-за того, что невнятно просто нормы прописаны в законе.



Сергей Гогин: Документ устанавливает норму социального жилья - не менее 15 квадратных метров общей площади на одного человека. Сегодня, по словам Галины Хованской, муниципалитеты произвольно занижают норму жилья, предоставляемого на условиях социального найма.



Галина Хованская: В итоге это приводит к тому, что уже устанавливают норму предоставления не 18 метров и не 15, а 14, 13, 12, даже 10 есть - по общей площади, не путайте с жилой. Им разрешили это делать - и они этим пользуются. Потому что регион дотационный, денег нет, федеральное правительство и бюджет не помогают решать проблему очередников. Значит, можно опускаться, потому что ограничителя снизу нет. В моем проекте ограничения снизу, но никак не сверху, чтобы ниже 15 не предоставляли по общей площади.



Сергей Гогин: Законопроект также запрещает региональной власти устанавливать стандарт по оплате жилья и коммунальных услуг, который превышал бы соответствующий федеральный стандарт - сегодня он составляет 22 процента от совокупного дохода семьи. Напомню: если семья платит больше, наступает право на жилищную субсидию. Однако в России есть регионы, где семьи платят за квартиру и услуги до 30 процентов от своего дохода, не получая субсидии.


Еще одна важная поправка касается размера выкупа приватизированного жилья в случае, когда власть изымает для своих нужд земельный участок, на котором размещается дом.



Галина Хованская: Если человек жил в доме, например, в пятиэтажке, которая не ремонтировалась больше 40 лет, власть должна была ремонт производить, но не произвела, так вот, если у него изымают как у собственника эту квартиру, которую он приватизировал, надеясь на то, что власть все-таки свои обязательства выполнит по капитальному ремонту, - я предлагаю сейчас при изъятии у него собственности в выкупную цену включить и стоимость не произведенного ремонта.



Сергей Гогин: Авторы законопроекта предлагают переписать 7 статью Жилищного кодекса, чтобы помочь обитателям общежитий. Эта поправка обязывает муниципалитеты и города федерального значения - Москву и Санкт-Петербург - принимать общежития в собственность и заключать с их жителями договор социального найма. Эта поправка по сути дублирует действующие законы и указы президента, но эти законы кругом нарушаются: муниципалитеты подчас не торопятся взять общежития на баланс, предприятия незаконно приватизируют ведомственное жилье и продают его. Люди в общежитиях сравнивают себя с крепостными, которых владельцы зданий перепродают вместе с квадратными метрами.


Говорит координатор Совета общежитий Санкт-Петербурга Михаил Борщуков.



Михаил Борщуков: Мы, жители общежитий, вообще люди второго сорта. И с нами вообще разговаривают иногда как с быдлом, и так и называют коменданты: "Быдло, идите отсюда!" И чиновники - то же самое. Уже третий раз мое общежитие перепродано, где я проживаю, малолетних детей не прописывают. Я лично, перед вами сидящий, не прописан. Единственный собственник решает - прописывать или не прописывать.



Сергей Гогин: Эта запись сделана во время круглого стола, который провел уполномоченный по правам человека в Российской федерации Владимир Лукин. Тема круглого стола - "О нарушения прав граждан, проживающих в общежитиях". Владимир Лукин рассказал о многочисленных жалобах, которые он получает от этих людей.



Владимир Лукин: Зачастую граждане проживают в аварийных общежитиях, не отвечающих санитарным, техническим нормам и требованиям. Введение в действие Жилищного кодекса привело к тому, что жильцы общежитий утратили право бессрочного проживания в общежитии. Срочный договор не гарантирует его продление. Учитывая, что основная масса жильцов общежитий материально не обеспечена, в случае выселения решать самостоятельно жилищную проблему граждане не в состоянии, а это полностью лишает их прав. В общем, вывод такой, что конфликт интересов граждан, проживающих в общежитиях, и собственников общежитий оказался вне правового поля и требует принятия новых актов, которые позволили бы снять остроту проблемы, восстановить нарушенные права граждан, проживающих в общежитиях, незаконно переданных в частную собственность, путем их возврата в государственную муниципальную собственность. Закрепить за гражданами, проживающими в семейных общежитиях, жилые помещения по факту проживания более 10 лет с заключением договоров социального найма. Следовало бы установить социальные гарантии по обеспечению граждан в случае их выселения помещениями специализированного жилого фонда.



Сергей Гогин: Новый Жилищный кодекс ограничил сроки приватизации жилья. Чтобы приватизировать свои квадратные метры в общежитиях, люди пошли в суды, оспаривая незаконные сделки по продаже общежитий. Но правительство недавно ограничило срок, в течение которого приватизационная сделка может быть признана ничтожной, тремя годами. Галина Хованская предлагает в законодательном порядке исправить и эту ситуацию.



Галина Хованская: Акционировалось бывшее государственное предприятие, и сторона сделки здесь - человек, проживающий в общежитии, незаконно включенном в перечень объектов приватизируемых, человек это узнавал, только когда ему говорили: "Будешь заключать договор коммерческого найма - 12060 рублей в месяц, а если договор не заключаешь - пошел вон". Правительство России, сократив срок с 10 лет до 3, поставило всех нас в дикую ситуацию. Жители общежития, с которым через четыре года предлагается заключить договор не социального найма, а коммерческого найма или вообще предлагается им выйти на улицу, они обнаруживают, что право их нарушено, спустя три года. Мною внесен проект, уже на сегодняшний день у меня есть отрицательное заключение правового управления Госдумы, потому что Госдумы тоже думает, видимо, в стандартах правительства, что нужно инвестиционный климат сберечь, а права человека - это уже дело десятое. Вот мы должны срочно эту ситуацию изменить и написать, что для тех, кто не является стороной в этой сделке, действует общий принцип, то есть с того момента, как ты узнал или мог узнать о нарушении своего права, - три года.



Сергей Гогин: Один из пунктов законопроекта Хованской, который сегодня должен быть рассмотрен в Госдуме, предлагает отодвинуть крайние сроки бесплатной приватизации жилья до 2010 года.


XS
SM
MD
LG