Ссылки для упрощенного доступа

ГУЛАГ в Америке


Фрагмент скриншота сайта выставки «Гулаг, советские лагеря принудительного труда и борьба за свободу». В нижней части портрет Варлама Шаламова.
Фрагмент скриншота сайта выставки «Гулаг, советские лагеря принудительного труда и борьба за свободу». В нижней части портрет Варлама Шаламова.

В последние 10-15 лет главным новшеством в музейном деле стали музеи, представляющие не экспонаты, а опыт, музеи эмоционального сопереживания, своеобразные музеи-театры, оркеструющие чувства посетителя. К таким относительно новым и очень сейчас популярным музеям относится мемориал Холокоста в Вашингтоне и музей эмиграции на Эллис-Айленде, острове в нью-йоркской гавани, известном как ворота Америки, через которые прошло более 24 миллионов иммигрантов. Очень удачно, что именно здесь, начав свое большое турне по Америке, открылась важная выставка под названием «Гулаг, советские лагеря принудительного труда и борьба за свободу». Выставка организована Службой национальных парков Америки, организацией «Международная амнистия» и Музеем Гулага в Перми.


О выставке рассказывает главный исследователь культурного и исторического наследия при бостонском национальном парке Мартин Блатт.


Еще в 1999 году Служба национальных парков северовосточного региона США и музей Гулага в Перми были приглашены к участию в первом собрании Международной коалиции мемориальных музеев совести. Миссия Службы национальных парков – охранять ценные ресурсы культуры и истории нашей страны. Миссия Музея Гулага, учрежденного в России в 1995 году, – продвигать демократические ценности и гражданское самосознание в современной России, сохраняя экспонаты, связанные с историей лагерей принудительного труда. Через два года после учредительного собрания, в 2001 году, Служба национальных парков Америки послала команду технической поддержки в Пермь для совместной работы с командой музея. Затем Служба национальных парков пригласила директора музея Гулага в Перми Виктора Шмырова и его коллег в Америку для ознакомления с тем, как аналогичные мемориалы преподносят свою историю. Шмыров предложил Службе национальных парков организовать передвижную выставку истории Гулага, и вот три года спустя она состоялась.


Эта выставка – первая в своем роде в Соединенных Штатах. К тому же, она – передвижная. На Эллис-Айленде она будет до 4-го июля, затем она переедет в Бостон, в город Индепенденс, штата Калифорния, в Атланту штата Джорджия, там она будет экспонироваться в мемориале Мартина Лютера Кинга и в мемориале Элеаноры Рузвельт, дальше последует Гайд-Парк в штате Нью-Йорк. Турне завершится в Вашингтоне. Выставка будет путешествовать по Америке в течение нескольких лет.


Пока американцы принимают выставку очень хорошо. В газете «Нью-Йорк Таймс» была рецензия с иллюстрациями. Одна из них наверняка напомнила многим американцам о нацистских концентрационных лагерях. Это репродукция рисунка художницы. У нас их в экспозиции несколько. Она была заключенной. У нас нет оригиналов, но это высококачественные копии. Я не знаю русского, но попробую назвать ее имя «Е-ф-р-о-с-и-н-и-я К-е-р-с-н-о-в-с-к-а-я».


На меня самого наиболее сильное впечатление произвели два очень заземленных экспоната, но именно они – прекрасный пример стремления заключенных к свободе. Это две зубные щетки с ручками из пластмассы, принадлежавшие заключенному Ивану Ковалеву и его жене Татьяне Осиповой, сегодня, кстати, живущих в Нью-Джерси. Они выцарапывали микроскопические тайные послания друг другу на пластмассовых ручках щеток, настолько незаметные, что они остались необнаруженными охранниками. Есть еще один экспонат, как мне кажется интересный. Это лопата, посланная во время Второй мировой войны Америкой Советскому Союзу, каким-то образом попавшая в Гулаг. Конечно, Америка не намеревалась поддерживать трудлагеря.


Чтобы понять контекст, в котором возникла идея выставки, мы обратились к исполнительному директору Музея иммиграции в Нью-Йорке Лиз Шевченко, которая рассказывает историю создания в Америке Международной коалиции мемориальных музеев совести.


В 1999 году Музей иммиграции на нижнем Истсайде Манхеттена собрал представителей 9 мемориалов из стран всего мира. Все эти мемориалы посвящены трагическому прошлому: торговля рабами в Сенегале, освободительное движение в Бангладеше, нацистский концентрационный лагерь Терезин в Чехословакии, музей пропавших без вести «Мемориа авьерто» в Аргентине. Так было положено начало Международной коалиции мемориальных музеев совести. На этом учредительном собрании присутствовал представитель Музея Гулага в Перми. Мы не пытались сравнивать или оценивать человеческие страдания, но мы не могли не заметить общее для этих мемориалов стремление найти себе новую роль в сегодняшней жизни. Мемориалы такого рода создают возможность заново взглянуть на историю своего народа и определить причастность прошлого к настоящему. Возьмем пример музея Гулага. В России сегодня идет широкое обсуждение приемлемых форм демократии, какова роль в ней граждан страны, какие ограничения свобод допустимы, какие – нет. Эти дебаты во многом обязаны преподнесенной музеем истории.


Может, имеет больше смысла отправить выставку в турне по России, а не по Америке?


Конечно. И пермский Музей Гулага посылает экспозиции по России. Музей намерен перевести на русский нашу американскую экспозицию и повозить ее по России. То есть начать широкую дискуссию о том, какой отпечаток накладывает на сегодняшнюю жизнь исторический опыт красного террора. Музей посылает свои экспозиции и в отдаленные места, куда Гулаг отправлял заключенных или ссыльных, делает аудио-визуальные презентации, помогает местным учителям пособиями, собирает устные рассказы бывших узников Гулага.


Другим партнером в организации выставки стала знаменитая своей правозащитной деятельностью «Международная амнистия». Директор ее северо-восточного отделения Джош Рубинстейн так охарактеризовал выставку:


Выставка истории Гулага отличается от выставок других мемориалов совести. Сравните мемориалы Холокоста: в их распоряжении была хроника освобождения концлагерей и другие материалы. В случае Гулага у нас было мало визуального материала, с помощью которого можно воззвать к совести человечества. Конечно, есть книги о Гулаге Солженицына и Анатолия Марченко. Но этого мало. Поэтому мы старались собрать как можно больше фотоматериала, показаний бывших заключенных, включая тех, кто находился в тюрьмах и лагерях в конце 70-х и 80-х, то есть, в конце Гулага, и был выпущен на свободу при Горбачеве. У нас есть кинохроника строительства Беломорканала заключенными в 30-х годах при Сталине, у нас есть скульптуры (одна изображает женщину, толкающую тачку), макет камеры, показывающий насколько мрачной была атмосфера лагерей.


На Эллис-Айленде каждую субботу бывший узник Гулага проводит группу посетителей по экспозиции, сопровождая экскурсию воспоминаниями о своем сроке в Гулаге. Мы открыли сайт на Интернете, который, надеемся, будут посещать все чаще, его адрес www.gulaghistory.org. Турне, в которое мы отправляем выставку, значительно расширит нашу аудиторию. Мы делаем все для того, чтобы выставку увидело и о ней узнало как можно большее число людей.


А мне самому более всего запомнилась история женщины, потерявшей детей и семью в тридцатые годы, когда она получила срок лагерей за то, что похитила немного зерна. Мы знаем, что в Советском Союзе все принадлежало государству. Так вот она украла небольшое количество государственного зерна, чтобы испечь хлеба – ее семья голодала. За это ее посадили. Личные истории особенно трогают.


Я также хочу особо отметить, что важная часть выставки, к сожалению, недостаточно обширная, посвящена движению за права человека, возникшему в России в 60-е годы, пытавшемуся составить оппозицию режиму изнутри. Андрей Сахаров, Юрий Орлов, Владимир Буковский послали международной общественности сигнал тревоги о нарушениях прав человека в бывшем Советском Союзе.


XS
SM
MD
LG