Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

На ММКФ показали единственную конкурсную российскую ленту "Червь" Алексея Мурадова


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марина Тимашева.



Алексей Кузнецов: До конца Московского Международного кинофестиваля осталось два дня. За предыдущие два дня показаны фильмы из Греции, Израиля, Америки и единственная конкурсная российская лента - "Червь" Алексея Мурадова.



Марина Тимашева: Американская картина " Спроси у пыли", казалось, должна порадовать. И продюсер Том Круз, и в ролях - красавица Сэлма Хайек и выдающийся Доналд Сазерленд. А рассказана вялотекущая любовная история. Некий господин, отчего-то называющий себя писателем, и его умирающая от чахотки возлюбленная. Просто итальянская опера, но без мысли, чувства и страсти. Греческая картина "Пробуждение" - что-то невообразимо скучное про полицейского, который покрывал подпольные бордели - наверное, была отобрана в конкурс потому, что проститутки там все русские и время от времени переходят на родной язык. Израильский фильм вообще называется "Полурусская история", в нем говорят на двух языках, а главные роли сыграны ныне живущими в Израиле актерами - Евгенией Додиной и Кириллом Сазоновым. Это фильм воспитания, в котором мальчик становится не только хорошим партнером по бальным танцам, но и настоящим мужчиной. Пока он - единственный на конкурсном экране герой, который считает своим долгом защищать женщину, будь то его мама или его подруга. Режиссер Эйтан Аннер говорит, что много ездил по школам бального танца.



Эйтан Аннер: Пока я занимался подбором исполнителей, я понял, что бальный танец - прекрасная модель любви. Когда девочки и мальчики становятся в пары, они оказываются мужчиной и женщиной в миниатюре. Но, в отличие от взрослых, они более открыты в проявлении своих эмоций. Я хотел сказать в своем фильме, что две культуры - русская и израильская - могут танцевать друг с другом. Пока что они танцуют танго, но словно бы спиной друг к другу. И этот танец двух культур я старался показать в фильме.



Марина Тимашева: Если израильская картина совершенно понятна любому человеку, то после российской киноведы выясняли друг у друга, что же все-таки происходит в фильме "Червь". "Червь" - это компьютерный термин. Так называют вирус, разрушающий программы. Когда-то, видимо, хотел сказать Мурадов, дал сбой сервер огромной страны, а за ним стали ломаться подключенные к нему компьютеры, то есть люди. Те, которые выросли на определенной программе, в определенной системе координат и ценностей, и теперь не понимают, кто они и зачем. Герой фильма (его играет Сергей Шнырев) - полковник спецслужбы и хакер, впутавшийся в какую-то большую политическую игру. Спасаясь от преследователей, он пробует нащупать уходящую из под ног почву и вновь обрести ясное понимание смысла существования. В фильме есть все признаки детектива, но, видно, стесняясь низкого жанра, режиссер размазал их по экрану, будто ластиком по бумаге. А жаль. Если бы зрителей не вынуждали разгадывать шарады, им было бы легче вникнуть в суть истории, и вышел бы тогда не арт-хаус, а хороший фильм.


Конечно, это не проблема зрителей, но, возможно, все дело в том, как именно сценарий попал к Алексею Мурадову, автору фильмов "Змей" и "Правда о щелпах", которые в свое время были награждены премиями "Кинотавра". Говорит Алексей Мурадов...



Алексей Мурадов: На самом деле очень любопытная ситуация. Андрей и Антон Малышевы, это продюсеры этого фильма, пригласили Андрея Мигачева для того, чтобы написал сценарий уже на готовый сценарий, почти готовый сценарий, который написал Игорь Талпа, режиссер, который умер. И в общем, это был сценарий для него и для того, чтобы он доработал бы. Пригласили Андрея, попросили в память об этом человеке довести этот проект до конца. В принципе ко мне тоже обратились именно с этой просьбой в память этого человека... Я этого человека не знал, но это режиссер, это из моего цеха человек, и если у меня есть возможность хоть такой памятник ему поставить, то я очень рад тому, что это произошло. Вот, в общем, история.



Марина Тимашева: И в связи с фильмом "Червь" я позволила еще один вопрос к режиссеру.


Алеша, интересно, что и в "Змее" был человек средних лет, мужчина, и в "Правде о щелпах" было несколько мужчин средних лет, и попытка пристраивания к жизни людей, к ней тем или другим способом не приспособленных, это существенная тема?



Алексей Мурадов: Для меня это существенная тема. Я думаю, что для моего поколения существенная тема. Я когда-то говорил, что наше поколение очень странное. Оно еще советское, но уже не вот это современное, которое делает сейчас нашу страну. Поэтому да, я свое поколение очень люблю. А так исторически случилось, что оно попало в какие-то "ножницы", из которых ему достаточно сложно выбраться.


XS
SM
MD
LG