Ссылки для упрощенного доступа

Вопросы Путину: сетевая челобитная


Приблизительно в таком интерьере кузнец Вакула просил у государыни императрицы черевички для своей возлюбленной
Приблизительно в таком интерьере кузнец Вакула просил у государыни императрицы черевички для своей возлюбленной

Сам жанр постановки гражданами вопросов главе государства – одновременно архаичный и ультрасовременный. Архаичный – потому что переносит нас во времена монархий и деспотий, когда цари и императоры снисходили до того, чтобы выслушать – прямиком, безо всяких посредников – своих подданных. Царь - добрый, бояре – злые; по такой схеме государство столетия назад играло в игру, которую в двадцатом веке назвали жестче: «плохой следователь - хороший следователь». В демократическом обществе такие мероприятия не в чести – существует множество инстанций, позволяющих донести мнения и тревоги населения до верховной власти. Среди этих инстанций – пресса; даже таблоиды выполняют отчасти эту функцию, беззастенчиво вторгаясь в частную жизнь начальства. Но вот форма этого вполне архаичного мероприятия – ультрасовременная: опрос проводится посредством интернета, который, кстати говоря, остался последней информационной зоной вне контроля российских властей. А в сети – свои законы, своя этика и своя стилистика. Здесь не отберешь участников протокольного мероприятия, как это случается из года в год в ходе телевизионного общения Владимира Путина с народом. Здесь не так убийственно серьезно, здесь можно и пошутить. Оттого один из самых популярных вопросов:


«Скажите, чем был продиктован Ваш поступок – поцелуй мальчика Никиты в живот?»



Вполне можно себе представить, как подобный странный поступок главы государства обсуждался бы в российских СМИ еще десять лет назад. Сейчас другие времена – о президенте и его окружении можно услышать только официальное, сто раз взвешенное на цензурных аптекарских весах. Но цензура - цензурой, а любопытство – куда оно денется? Интернет-издевка - бессильная месть гражданина государства, где на каждом шагу затыкают рот. Если, конечно, не брать в соображение глубокие исторические аналогии: наверняка уже нашелся историк культуры, сравнивший магический поцелуй Путина с ритуалом средневековых французских королей, которые одним своим прикосновением излечивали золотуху.


Другой невероятно популярный вопрос:


«Собирается ли Российская Федерация использовать для обороны своих рубежей огромных боевых человекоподобных роботов?»


Здесь уже не только шуточки, здесь политика, достаточно вспомнить полуголодных российских солдат, которых – действительно, как роботов – можно и границу сторожить заставить, и генеральскую дачу строить. Думаю, министр обороны с радостью согласился бы поменять своих подчиненных на настоящих роботов – с ними и проблем меньше, и отсрочек от службы у них не бывает.


Если два самых популярных вопроса имеют, все-таки, хоть какое-то отношение к жизни, даже к российской жизни, то вот третий вопрос мог бы задать разве что персонаж американского сериала «Твин Пикс». Звучит он так:


«Как Вы относитесь к пробуждению Ктулху?»


Для нормальных людей, которые не знают, кто таков этот Ктулху, поясню:


Ктулху — один из персонажей мифологии, сочиненной американским готическим писателем Лавкрафтом. Ктулху был придуман Лавкрафтом, наряду с мифической книгой «Некрономикон» и её автором, безумным арабом Абдулой Альхазредом. Ктулху — один из меньших Старейших. Он лежит во сне, подобном смерти, в затонувшем городе Р'льех где-то посреди Тихого океана. Когда звёзды примут нужное положение, Р’льех поднимется с морского дна и Ктулху освободится.


«Что за бред?» - скажет тот самый нормальный человек? «При чем здесь какой-то Ктулху? Неужели больше не о чем спросить президента?». Действительно, о чем же? О росте цен, о низком качестве жизни, о коррупции? Такие вопросы, конечно, есть, но, по сравнению с пробуждением Ктулху, их маловато. Почему? Сложно сказать, видимо потому, что ответ на них известен заранее. Что остается сказать президенту? «Рост цен будем останавливать». «Качество жизни – повышать». «С коррупцией – беспощадно бороться». Стране, где практически исчезли публичная политика и открытое обсуждение важнейших вопросов жизни государства и общества, предлагают муляж такого обсуждения – стоны населения с одной стороны и бессодержательные отговорки – с другой. Оттого значительная часть вопросов – даже не вопросы, а жалобы, как и четыреста лет назад, когда били государю челом и просили не казнить, а выслушать:


Уважаемый Владимир Владимирович! А Вы бы смогли прожить в 1-й квартире с 2-х летним ребенком, мужем/женой, и пожилой бабушкой со страшным диагнозом? Как дальше строить семью? В планах был второй ребенок, а теперь из-за таких условий развод... Когда МОЛОДАЯ СЕМЬЯ действительно сможет "осилить" СВОЮ квартиру, не думая о том, "Чем мне завтра кормить ребенка?" Скажите когда настанет этот день???


Мероприятие с ответами на интернет-вопросы многое говорит о сегодняшней России – не только о власти, но и об обществе тоже. В разделе «Ксенофобия» с отрывом почти в два раза лидирует даже не вопрос, а вопль:


«Когда закончится дискриминация русских?»


Число вопросов президенту Владимиру Путину – более ста сорока тысяч.


XS
SM
MD
LG