Ссылки для упрощенного доступа

Генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко заявил, что в России появится общественное телевидение


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Сергей Гогин.



Кирилл Кобрин: Общественное телевидение в России может появиться уже в этом году, заявил сегодня генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко во время пресс-конференции в Центральном доме журналиста в Москве. Создание общественного канала неизбежно, так как монополизация информационного пространства государством достигла предела, подчеркнул Яковенко.



Сергей Гогин: Как показал мониторинг, проведенный Центром экстремальной журналистики по методике словацкой организации "МЕМО 98", президент Путин, правительство и Единая Россия в апреле-мае получили 93 процента освещения в новостях на Первом канале и на канале "Россия". Это освещение отличается исключительно позитивным или нейтральным содержанием. Альтернативная точка зрения на события политической жизни на этих каналах отсутствует, сказал Игорь Яковенко. Информация об оппозиционных партиях и ее лидерах почти исчезла из общероссийского эфира. Именно этим, по словам Яковенко, вызвана необходимость создания общественного телевидения.



Игорь Яковенко: Речь идет о создании реального общественного телерадиовещания в России, которое будет независимо от Кремля, от правительства и не будет зависеть от любой ветви действующей власти. Такой общественный канал будет создан в ближайшее время, и его будет создавать гражданское общество. Это будет канал, который будут финансировать структуры гражданского общества и бизнес. Проект создания такого канала сейчас разрабатывается, в том числе, при участии "Гражданского конгресса". Он не войдет ни в пакет НТВ-Плюс, и, вне всякого сомнения, это будет другая технология, потому что понятно, что любой контроль нашего государства сразу же убивает любую возможную альтернативную информацию. Это будет спутниковый телеканал с развитой интернет-версией. Он будет существовать как несколько составляющих, в основном это дециметровый канал. Общий бюджет телеканала - где-то в пределах 8 миллионов долларов.



Сергей Гогин: Руководитель Союза журналистов России сказал, что сигнал общероссийского общественного канала смогут принимать до 80 процентов жителей России. Как сообщил Яковенко агентству "Интерфакс", опальные олигархи, такие как Борис Березовский или Леонид Невзлин, не будут иметь отношения к каналу. От также сообщил, что телеканал уже зарегистрирован как информационное агентство под названием "Другое". Канал так и будет называться - "Другой". Учредителем агентства выступила коммерческая структура, которой владеет сам Яковенко, а не группа физических лиц. По его словам, это сделано для того, чтобы впоследствии легче было передать права учредителя наблюдательному совету.


Обозреватель газеты "Известия" Ирина Петровская считает, что нельзя создать общественное телевидение, как она выразилась, по приказу. Для этого необходим специальный закон об общественном телевидении, потому что общего закона о СМИ здесь недостаточно. Кроме того, люди должны быть готовы оплачивать это телевидение, говорит Петровская.



Ирина Петровская: Люди, для того чтобы они могли ощутить, что это их телевидение, и реально на него влиять, на его деятельность, на его программную политику, на его идеологию, должны платить абонентскую плату. Я как-то совершенно не могу себе представить, что до конца этого года мы получим, во-первых, необходимое для функционирования общественного телевидения количество людей, которые заплатят эти деньги как абонентскую плату. И, во-вторых, что 80 процентов населения будет их охвачено. Значит, один из существующих каналов указом ли, приказом ли просто трансформируют, назовут его общественным. Это возможно. Ну, уже было одно телевидение, и тоже оно, к несчастью, называлось общественным, которое было создано на деньги бизнес-сообщества, а потом от этого названия попросту отказались, и это теперь называется Первый канал.


Общественное телевидение существует везде, опять же по традиции, в открытом доступе, а не на дециметре, не в интернете. Может быть, мы, как всегда, пойдем своим путем, я не знаю. Но я знаю, что авторитетный человек и разработчик закона "Об общественном телевидении" и прежний разработчик закона "О СМИ" Михаил Федотов говорил о том, что создание в нашей стране общественного телевидения в принципе не такая уж утопия, неосуществимая мечта, но раньше, чем о 1909 годе, не приходится говорить. Даже не о 2008-м.



Сергей Гогин: Депутат Государственной Думы Борис Резник, один из инициаторов закона "Об общественном телевидении", считает, что создавать общественный канал следовало бы после принятия соответствующего закона.



Борис Резник: Мы потратили вместе с моими друзьями и коллегами много литров чистой донорский крови, чтобы оно случилось в нашем отечестве. Есть некоторые сдвиги, которые настраивают на оптимистичный лад. Например, пришел Греф недавно на обсуждение этой проблемы в Дом журналистов и сказал, что он беседовал с президентом, у президента не вызывает сама идея отторжения. Но я думаю, как все у нас в отечестве, от проекта до внедрения огромное расстояние. Я бы хотел очень верить моему другу Яковенко, что на самом деле это будет так. Но у меня есть большие сомнения на этот счет. Не только материального плана, что ему не соберут деньги, а деньги на самом деле должны быть очень большие; 8 миллионов долларов - сумма незначительная для того, чтобы запустить канал. Но не отработаны механизмы, нет закона "Об общественном телевидении". Надо частоту, надо базу какую-то, очень серьезную, иметь, нужны кадры. И все это сделать до конца года мне не представляется реальным.


Я инициатор закона об общественном телевидении, который до сих пор не принят, но он есть, он лежит. Мы вносили этот законопроект дважды, один раз, в Думе прошлого созыва, мы специально пригласили быть авторами этого законопроекта представителей разных политических сил. По формальным причинам, что мы не прописали финансово-экономическое обоснование, правительство нам завернуло. В прошлом году мы опять предприняли попытку уже новым авторским коллективом внести этот законопроект, но нам было сказано, что пока нет политической воли. Кто должен проявить волю, я думаю, понятно.



Сергей Гогин: Как вы думаете, Яковенко и гражданское сообщество, на которое он ссылается, могут создать общественное телевидение, так сказать, явочным порядком, без закона?



Борис Резник: Я думаю, что это очень трудно будет сделать. И не только потому, что нет закона. Не отработаны механизмы создания. Что такое общественное телевидение? Это надо собирать с населения деньги. Мы обсчитали, когда готовили этот законопроект, что денег не так много надо - 16 рублей в месяц с одного "ящика". А если представить себе, что найдутся люди, которые не захотят платить по 16 рублей, значит, восполнять придется тем, кто захочет платить. Конечно, государство должно вспоможение какое-то ненавязчивое делать, то есть не просто финансировать - тогда это не общественное телевидение, то есть мы получим еще одно общественное телевидение, которое у нас было уже, Первый канал.



Сергей Гогин: Тележурналист Владимир Познер в телефонном интервью Радио Свобода сказал, что, будучи руководителем Центра по созданию Общественного телевидения в России, он ничего не слышал об организации такого канала уже в этом году. По его словам, общественное телевидение по определению не может зависеть от бизнес-сообщества, точно так же, как оно не может зависеть от власти.


XS
SM
MD
LG