Ссылки для упрощенного доступа

Кадровая ситуация в Генеральной прокуратуре


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.



Андрей Шарый: В Москве активно обсуждается кадровая ситуация в Генеральной прокуратуре после решения Юрия Чайки об отставке некоторых своих заместителей . Кандидатов, представленных новых генеральным прокурором на вакантные шесть должностей его заместителей, поддержали сегодня члены Комитета Совета Федерации по судебно-правовым вопросам.



Марьяна Торочешникова: Среди тех, кого уж наверняка отправят в отставку по представлению Чайки и с согласия профильного комитета Совета Федерации, первый замгенпрокурора Юрий Бирюков, главный военный прокурор Александр Савенков, заместители Владимир Колесников, Николай Шепель, Валентин Симученков, Анатолий Бондар и Сергей Фридинский. Правда, последний уйдя из "просто заместителей", вероятнее всего будет повышен в должности. Его рекомендовано назначать на пост главного военного прокурора. Об этом же просит и новый генпрокурор.


На мою просьбу рассказать, чем все-таки мотивировано решение рекомендовать к увольнению названных заместителей генпрокурора, руководитель аппарата Комитета по судебным и правовым вопросам Совета Федерации Олег Молибога ответил: "Чего ж не рекомендовать, если они сами написали прошения об отставке?" По настоятельной рекомендации едва заступившего на новую должность Юрия Чайки.


Юрий Чайка уже заявил, что готов помочь бывшим заместителям трудоустроиться, впрочем, тут же добавил, что вообще-то большинству увольняемых уже за 55, и они могут выйти на пенсию. Именно так решил поступить замгенпрокурора по Южному федеральному округу Николай Шепель. Мне удалось дозвониться до него.


Николай Иванович, как бы вы прокомментировали новую кадровую политику в Генеральной прокуратуре? И не считаете ли вы, что ваша отставка была каким-то наказанием или ссылкой за что-то?



Николай Шепель: Это, наверное, виднее генеральному прокурору. Хотя никаких претензий не предъявлялось мне. Вопрос только в том, что право генерального прокурора - быть с теми заместителями, с которыми он хотел бы работать. И помощник, как я полагаю, и старший помощник генерального прокурора, прокурора района, города - это фигура более свободная и независимая, наверное, от самого руководителя. А заместитель генерального прокурора, я думаю, должен сделать выбор - где ему работать. Если он не хочет работать с одним, со вторым заместителем, это его право. Поэтому здесь никакой обиды нет, и я бы, наверное, тоже так же поступил. С точки зрения правовой это не совсем правильно, а с точки зрения этики это нормальное явление.



Марьяна Торочешникова: Что вы имели в виду, когда говорили о правовой точке зрения?



Николай Шепель: Было предложено и ряду начальников управлений уйти в отставку, уволиться, и он это сделали, хотя правового основания нет. Это просто, наверное, право генерального прокурора.



Марьяна Торочешникова: Планы остальных кандидатов на увольнение пока не афишируются. Журналисты же тем временем обсуждают тех, кто в ближайшее время придет на их места. В числе новых прокурорских начальников называются Александр Буксман, возглавляющий регистрационную службу Москвы, профессор университета МВД (ранее он работал в прокурорах Санкт-Петербурга и Московской области) Иван Сыдорук, прокурор Красноярского края Виктор Гринь, руководитель Главного управления Минюста по Дальневосточному округу - Юрий Гулягин и прокурор Бурятии Иван Семчишин.


По версии собеседника газеты "Ведомости" из Московской прокуратуры "кандидатов нельзя назвать фаворитами экс-генпрокурора, то есть Чайка подбирает лояльные кадры из числа тех, кто ушел из прокуратуры при Устинове либо был на периферии системы". В подтверждение этих слов приводится история Ивана Сыдорука, который до своей отставки в прошлом году подвергался постоянным разносам со стороны Устинова. Кстати, Иван Сидорук, по версии "Времени новостей", станет единственным "простым" заместителем генпрокурора. Остальные кандидаты, как планируется, будут надзирать за федеральными округами: господин Гринь - за Южным, господин Гулягин - за Дальневосточным, господин Семичишин - за Сибирским. Ну, а Александру Буксману прочат место первого заместителя генерального прокурора.


Отчего журналисты с таким интересом отнеслись к кадровым перестановкам в Генеральной прокуратуре? Это тем более удивительно на фоне всеобщего молчания по поводу происходящего в Минюсте. Там ведь тоже новый начальник - Владимир Устинов, но о том, кого он увольняет-назначает, ничего не известно. О том, чем может быть вызван подобный интерес к перестановкам в Генеральной прокуратуре, говорит бывший прокурор, а ныне руководитель адвокатского бюро "Адвокатское партнерство" Юрий Костанов.



Юрий Костанов: Ажиотаж вокруг перестановок в прокуратуре вполне понятен. Внимание общественности определяется тем реальным значением, которое имеет прокуратура в нашей жизни. От того, кто и как там будет работать, зависит и наказание тех негодяев, которые нам мешают жить, и, наоборот, строгое соблюдение закона, для того чтобы никакой невиновный не был к ответственности привлечен. К сожалению, в последние несколько лет прокуратура в этом смысле не оправдывала наших надежд и чаяний.



Марьяна Торочешникова: Есть ли надежда, что прокуратура с новыми заместителями генерального прокурора будет работать эффективнее?



Юрий Костанов: У меня некоторые надежды в этом смысле появились. Я знаю Александр Буксмана, это человек, умеющий принимать грамотные правовые решения, даже если речь идет о прекращении дела, оправдании и так далее. Мне нравится, что назначили прокурором города Юрия Семина. Я его знаю тоже достаточно давно по прокурорской работе, и даже когда прошел об этом слух, я не поверил - слишком умный, грамотный человек, сегодня таких не назначают. Но вот, видите, я, к счастью, ошибся. Так что некоторые перестановки у меня вызывают оптимистическую реакцию.



Марьяна Торочешникова: 7 июля предположения о том, кто останется и какую должность займет, подкрепятся постановлением Совета Федерации. В конечном счете, именно сенаторы принимают решения о назначениях и увольнениях высших руководителей Генпрокуратуры.


XS
SM
MD
LG