Ссылки для упрощенного доступа

Том Лантос: «Россия ускоренно движется к царизму образца XXI века»


Конгрессмен Лантос критикует не только Кремль. В апреле этого года он был задержан за участие в акции протеста у посольства Судана в Вашингтоне
Конгрессмен Лантос критикует не только Кремль. В апреле этого года он был задержан за участие в акции протеста у посольства Судана в Вашингтоне



Группа видных американских конгрессменов призвала президента Джорджа Буша и его западных коллег во время саммита «большой восьмерки» прямо высказать Владимиру Путину свое несогласие с проводимой им курсом. По мнению авторов послания, действия Москвы несовместимы с демократическими нормами стран-членов «большой восьмерки». Ведущий американский критик Кремля Том Лантос объясняет свою позицию в интервью Радио Свобода.


Около месяца назад четыре видных члена американского конгресса направили президенту Джорджу Бушу и другим лидерам ведущих стран мира письмо с призывом высказать во время саммита в Петербурге президенту Владимиру Путину их твердое убеждение в том, что действия Кремля несовместимы с демократическими нормами стран-членов «большой восьмерки». Среди авторов этого письма конгрессмен Том Лантос, один из руководителей комитета палаты представителей по международным делам.


В интервью Радио Свобода г-н Лантос рассказал о том, как он относится к начинающемуся саммиту в России: «Я испытываю смешанные чувства. С одной стороны, замечательно, что главы семи ведущих индустриальных стран встречаются с президентом России, будем надеяться на конструктивные результаты этих переговоров. Но я бы чувствовал себя гораздо лучше, если бы в лице России мы имели дело со страной, движущейся в направлении демократии. Увы, этого нельзя сказать о России последних лет. Свобода прессы была резко ограничена, парламент стал слугой Кремля, судебная система под контролем Кремля, губернаторы назначаются Кремлем. Это не означает, что Россия движется назад, в направлении Советского Союза, такой бы вывод был неверен. Она ускоренно движется к царизму образца XXI века, к системе, где вся власть сосредоточена в Кремле».


До сих пор руководство России демонстрировало весьма ограниченную готовность реагировать на критические импульсы со стороны своих иностранных партнеров. Преследует ли своим обращением наш собеседник какие-либо конкретные цели?


«Сила Путина зиждется на высокой цене нефти и в данный момент с этим ничего поделать нельзя, - констатирует мой собеседник. - Но Путин также страстно желает чувствовать себя равным членом клуба лидеров семи ведущих стран. Я думаю, что если эти лидеры прямо скажут российскому президенту, что Россия была принята в эту группу при условии движения к демократии, что иначе она не может восприниматься равной, то это может возыметь действие. Не надо забывать, что я не единственный критик Москвы, подобные призывы раздаются из западноевропейских столиц, из Токио и это, в общем, унизительно для режима Путина».


Конгрессмен Лантос не считает свое обращение оскорбительным и контрпродуктивным: «Я допускаю, что кому-то обидно слышать такие слова, сказанные о России, как часто бывает неприятна правда, но я не верю в то, что такая критика контрпродуктивна. Я могу понять позицию президента Буша, который сказал, что не намерен публично критиковать Кремль. Но если, те из нас, членов конгресса, кого волнует судьба России, тоже будут хранить молчание, российские власти смогут продолжать отход от демократии в тишине безо всяких общественных дебатов. И это было бы крайне печально».


Как показывают опросы, в России продолжается рост антиамериканских настроений, россияне не верят тому, что Соединенные Штаты могут быть их другом, и что сама Россия является для Америки дружеским государством. Том Лантос комментирует эти наблюдения так: «Путин не является другом, его политика часто попросту враждебна (Западу – РС). Москва вооружает Сирию, Москва сотрудничала с Тегераном. Только теперь, когда иранцы отвергли исключительно выгодные для них предложения, не желая отказываться от работ по обогащению урана, Путин был вынужден встать на нашу позицию. К чувствам россиян, я думаю, примешивается понятное негодование по поводу утраты Россией статуса супердержавы, пятнадцать лет назад их было две, сейчас – одна».


Означает ли это, что американо-российские отношения обречены на дальнейшее ухудшение? Конгрессмен Лантос испытывает на этот счет умеренный оптимизм: «Я думаю, что значительная часть и российского и американского общества (я включаю себя в число этих людей) хотят установить между нашими странами отношения, основанные на обоюдном доверии и дружбе. Но эта цель, к сожалению, далека. Мы были гораздо ближе к ней в ельцинскую эру».


XS
SM
MD
LG