Ссылки для упрощенного доступа

Мария Гайдар о встрече с Джорджем Бушем


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие лидер движения "ДА!" Мария Гайдар.



Кирилл Кобрин: Президент США Джордж Буш прибыл в Санкт-Петербург для участия в международном форуме. Начнется саммит завтра, а сегодня Буш встретился сначала с представителями российских неправительственных организаций, а вечером у него ужин в Стрельне с Владимиром Путиным. Среди представителей российских неправительственных организаций, которые разговаривали сегодня с американским президентом, была Мария Гайдар, лидер молодежного движения "Да!". Сейчас она по телефону в прямом эфире.


Мария, здравствуйте! Спасибо, что согласились принять участие в нашей программе.



Мария Гайдар: Здравствуйте.



Кирилл Кобрин: Сколько длилась встреча представителей российских неправительственных организаций с Джорджем Бушем? Какие вопросы обсуждались?



Мария Гайдар: Встреча длилась полтора часа, притом, что было запланировано, что она будет длиться час. Обсуждался очень широкий круг вопросов, то есть абсолютно общих, касающихся перспектив развития России, развития демократии, так и конкретных по отдельным темам, касающихся конкретных организаций. Потому что был представлен достаточно широкий спектр гражданских организаций. Это и организация по защите животных. Они говорили про экологические проблемы, про энергетическую безопасность. Были организации, связанные с проблемами интеграции инвалидов. Были организации, которые просто занимаются поддержкой разных гражданских инициатив. Они говорили об ущемлении прав, свертывании свобод. Некоторые были более позитивны.


Ирина Ясина, которая представляла "Открытую Россию", подняла вопрос о Ходорковском, о Светлане Бахминой, которая сидит в тюрьме. Она апеллировала к христианским и семейным чувствам Буша, сказав, что у вас, как у человека, у которого есть дети, представьте, что эта женщина даже не была первым юристом компании, у которой два несовершеннолетних ребенка. Буш это записал. Сказал, что он это обязательно передаст Путину. На самом деле, он высказывал непротокольный и неформальный интерес к тому, что говорилось.



Кирилл Кобрин: Обсуждался ли закон российский о неправительственных организациях?



Мария Гайдар: Да, обсуждался. Действительно, несколько представителей организаций подняли этот вопрос. Буш сказал, что он сам в очень значительной степени озабочен. Он сказал, что хотел бы услышать мнение. Ему сказали, что, да, вот это закон, который ставит некоммерческие организации под большую угрозу.



Кирилл Кобрин: Мария, давайте поговорим о молодежном движении, представителем которого вы являетесь. Какие вы подготовили вопросы или может быть даже предложения для американского президента?



Мария Гайдар: У меня не было каких-то конкретных вопросов, потому что формат встречи... У меня много, естественно, вопросов к американскому президенту. Но поскольку речь шла о российских некоммерческих организациях и развитие демократии, о гражданском обществе, то здесь вопросы были скорее не к Бушу. Также я не хотела через него что-то передать Путину. Также не хотела просить о помощи. Я просто рассказал. Буш сказал, что ему интересно видение на перспективы развития демократии в России и гражданского общества в России.


Я рассказала, какие я вижу проблемы, которые лежат просто исключительно в нашей стране, в специфике общества, общественного восприятия. В частности то, что все ожидали, что может быть поколение пожилых людей не поддерживает демократию, потому что оно несло социальные издержки, тяжесть перехода от советской к рыночной экономике. А вот молодое поколение будет подрастать, и будет поддерживать демократию, свободу, будет открыто к миру. Но мы видим, что это не так. Люди молодые, которые политически активны, они обычно очень реакционны. Они в незначительной степени поддерживают идеи демократии, скорее это такие достаточно агрессивные и авторитарные настроения.



Кирилл Кобрин: Давайте обсудим саму ситуацию. Не кажется ли вам странным, что российские граждане, лидеры российских неправительственных организаций или их представители передают некие пожелания, вопросы собственному президенту через президента другого государства?



Мария Гайдар: Это, действительно, так. Но, с другой стороны, была достаточно забавная встречная ситуация. Представитель "Фонда дикой природы" сказал, что она разговаривал со своим коллегой из Соединенных Штатов, который там возглавляет "Фонд дикой природы", и коллега ему сказал: "Эх, если бы я только мог у себя в Америке встретиться президентом Бушем, я бы столько ему все сказал!" Понятно, что... Конечно, ситуация очень странная. Наш президент, действительно, организует множественные встречи с представителями различных общественных организаций, но там идет настолько жесткий выбор, что попадают только те организации, которые напрямую связаны с властью. Поэтому, конечно, оказаться на встрече с Путиным мало вероятно.



Кирилл Кобрин: Как вам показалось, насколько Джордж Буш заинтересован в тех процессах, которые происходят сейчас в российском обществе, и в ситуации вокруг российских неправительственных организаций?



Мария Гайдар: То, что он заинтересован, это показывает его интерес по ходу встречи. Он, действительно, задавал очень много вопросов. Сам внимательно слушал. Встреча продлилась дольше, чем она была запланирована. Было видно, что он достаточно детально информирован и достаточно заинтересован в том, что там обсуждалось. Это просто чувствовалось, это было видно.



Кирилл Кобрин: Не делился ли американский президент повесткой дня саммита? Может быть, он говорил о тех вопросах, на которые особенно будут обращать внимание участники, лидеры "восьмерки"?



Мария Гайдар: Он говорил, что его интересуют заявленные темы - здоровье, образование. Там тоже были представлены организации, которые занимаются именно образованием и здравоохранением.



Кирилл Кобрин: Спасибо, Мария.




XS
SM
MD
LG