Ссылки для упрощенного доступа

Более ста членов Европарламента подписали открытое письмо Владимиру Путину в защиту Михаила Ходорковского


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Юрий Векслер и Сергей Гогин.



Кирилл Кобрин : В преддверии саммита "большой восьмерки" более ста членов Европарламента подписали открытое письмо Владимиру Путину, в котором выразили обеспокоенность условиями заключения Михаила Ходорковского. "Как гарант российской Конституции вы несете личную ответственность за жизнь Михаила Ходорковского", - говорится в письме. Депутаты Европарламента назвали экс-главу ЮКОСа политзаключенным, а суд над ним - пародией на правосудие. В письме содержится призыв к Путину перевести Ходорковского в тюрьму недалеко от Москвы и обеспечить ему честный суд. С подписавшими это письмо - депутатами Европарламента Сабиной Лойтхойзер-Шнарранбергер и Витаутасом Ландсбергисом беседует наш корреспондент Юрий Векслер.



Юрий Векслер : Я попросил прокомментировать письмо госпожу Лойтхойзер-Шнарранбергер, которая по поручению Европарламента наблюдала за ходом процесса над Ходорковским, Лебедевым и Пичугиным и готовила по этому поводу доклад для Парламентской Ассамблеи Совета Европы.



Сабина Лойтхойзер-Шнарранбергер : Я знаю, что инициатива исходила от господина Ландсбергиса, в прошлом одного из руководителей Литвы, а ныне депутата Европарламента от фракции Христианских демократов и либералов. Я тоже участвовала в этом процессе, который поддержал лидер нашей партии.



Юрий Векслер : Письмо возлагает на Путина ответственность за жизнь Ходорковского. Чего рассчитывают парламентарии этим письмом добиться накануне саммита "большой восьмерки"?



Сабина Лойтхойзер-Шнарранбергер : Это важно один раз объяснить общественности, что жизнь Ходорковского находится в руках господина Путина. Не в руках администрации лагеря, где он сидит, не в руках тех, кто сидит вместе с ним. Здесь речь идет о политической ответственности. Все здесь в руках политиков. Если господин Путин скажет, что с Ходорковским ничего не может произойти, ничего плохо с ним не может случится, то с ним ничего и не случится. Цель - дать это понять общественности мира и получить, таким образом, некие гарантии защиты жизни Ходорковского.



Юрий Векслер : Что говорит вам ваш российский опыт? Способно ли такое письмо повлиять на Путина?



Сабина Лойтхойзер-Шнарранбергер : Я считаю, что общественность, безусловно, может повлиять. Потому что Путин не хотел бы ни в коем случае, чтобы в мире (а сейчас в кругу важнейших государств на саммите "восьмерки") пострадали бы его репутация и политический вес. Поэтому, я считаю, важным и правильным, что это выражено теперь в соответствующей форме и в соответствующих словах.



Юрий Векслер : За дальнейшими комментариями я обратился к Витаутасу Ландсбергису.



Витаутас Ландсбергис : Ко мне недавно обратилась здесь, в Брюсселе, группа людей, желающих что-то сделать в защиту Михаила Ходорковского. Я согласился быть при этом наряду с другими. По получении текста обращения и письма, я даже разослал всем парламентариям Европейского парламента. А потом уже разные люди собирали подписи. Получилось совсем солидно - больше 100, включая влиятельных людей, руководителей больших политических групп. Так что, на мой взгляд, эта акция получилось солидной. Дай бог, чтобы она помогла.



Юрий Векслер : Насколько даже такое солидное письмо может, на ваш взгляд, как-то повлиять на Путина?



Витаутас Ландсбергис : Я бы хотел надеяться, что это письмо прочитают политики демократических стран, может быть, даже ведущие. Может быть, им кто-то прореферирует о чем там речь. А там несколько акцентов, по-моему, важных. Это политическое противопоставление, поскольку другие олигархи не пострадали, а этот один не только пострадал как олигарх, но его ненавидят, как человека. Весь процесс полон ненависти и желания уничтожить, сломить человека. Когда это не удавалось и до сих пор не удается, это бесит его противников. Так что, тут говорить о какой-то объективности и справедливости просто не приходится.


Но самое важно, может быть, еще более важно, то, что его жизнь в опасности. Противозаконно его сослали очень далеко. Так что, если с ним что-то случится, где с ним могут делать все, что угодно, в ответе будет самое верховное лицо - президент России Владимир Путин.



Кирилл Кобрин : Адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт считает обращение Европарламента очень важным. С Юрием Шмидтом побеседовал корреспондент Ради Свобода Сергей Гогин.



Юрий Шмидт : В отличие от Парламентской Ассамблеи Совета Европы, который является скорее таким клубом, где обсуждаются вопросы, но где практически не принимают значимые решения, Европарламент - это законодательный орган Европейского Союза. Туда происходят специальные выборы. Это не декоративный, а именно работающий орган. Поэтому то, что сейчас такое большое количество депутатов Европарламента подписало письмо в защиту неправедно осужденного политзаключенного, а там прямо говорится о том, что они считают Ходорковского политзаключенным, я считаю, очень важным и серьезным шагом.



Сергей Гогин : Считаете ли вы вместе с европарламентариями, что Путин несет личную ответственность за жизнь Ходорковского?



Юрий Шмидт : Я и сам об этом говорил не единожды. Дело в том, что я не сомневаюсь, что Путину хорошо известно, что направление Ходорковского в черную колонию за 7 тысяч километров от Москвы при грубейшем нарушении целого ряда норм и российского, и международного законодательства, это было, если не по указанию, то, по крайней мере, с прямого одобрения Путина. Также не сомневаюсь, то Путину докладывают обо всех наказаниях, которые изобретают совершенно незаконно для Ходорковского, включая то, что его уже три раза помещали в штрафной изолятор.



Сергей Гогин : Как вы думаете, кто раньше среагирует на это письмо - сам президент, или реагировать будет кто-то другой?



Юрий Шмидт : Какие-то люди, которым наверняка поручение дается в Кремле, могут выступить как бы совершенно от своего имени. Если это шоумены, подобные Жириновскому, они будут изображать хорошо сыгранное возмущение. Я не убежден, что сам президент будет сейчас давать какой-то открытый ответ на этот вопрос. Но я очень надеюсь, что письмом европарламентариев дело не ограничиться. Не будут скрывать, что и я, и мои коллеги, мы не раз встречались с депутатами Европарламента, в частности. В какой-то степени считаем, что результат нашей разъяснительной работы сыграл определенную роль в появлении этого письма. Но мы также имели заверения от многих членов Европарламента, что они будут добиваться обсуждения этого вопроса на специальном заседании Европейского парламента. Вот тогда отмахнуться от этого просто так будет значительно сложнее.



XS
SM
MD
LG