Ссылки для упрощенного доступа

Дмитрий Травин: "Позиция Грузии не могла не быть согласована с США"


О том, чего эксперты ожидают от саммита «Большой восьмерки», мы побеседовали с обозревателем аналитического еженедельника «Дело» Дмитрием Травиным.


- На днях прошла конференция «Другая Россия». Иностранных участников российское руководство просило отказаться от участия в этой конференции, назвав это, в противном случае, недружественным шагом по отношению к России. И вот Джордж Буш встретился с правозащитниками в Санкт-Петербурге. Как бы вы расценили это действие?


- Заявление российской стороны, конкретно помощника президента Шувалова о том, что участие в деятельности гражданского общества является недружественным актом, - это какая-то ерунда. Со стороны любого западного политика естественно помогать развитию гражданского общества в России. Поэтому участие Буша во встрече с представителями негосударственных и правозащитных организаций – это совершенно нормальная акция.


Другое дело, что, насколько можно судить по имеющейся информации, эта встреча была довольно формальной. Буш посидел, послушал, покивал. Никаких заявлений с американской стороны о серьезной поддержке демократии, о серьезной озабоченности там не было. А потому каких-то существенных столкновений по вопросам демократии, защиты гражданских ценностей, мне кажется, ожидать не следует.


- Если говорить непосредственно о работе самого саммита, в его повестку включен вопрос по поводу ситуации на Ближнем Востоке. Как вы считаете, обсуждение лидерами стран «Большой восьмерки» этой проблемы как-то повлияет на нее?


- Нет, я думаю, что обсуждение в рамках «Восьмерки» ни на что не повлияет. Понятно, что ситуация на Ближнем Востоке зависит в первую очередь от позиции США. Позиция Буша, позиция США никак не будет зависеть от того, что по этому поводу считает Россия. Я бы сказал, что больше всего развитие ситуации на Ближнем Востоке зависит от того, как все-таки будут договариваться Израиль и палестинцы, как будет себя вести Израиль в отношении экстремистских группировок.


- Перед началом работы саммита делались заявления, из которых следовало, что, вполне возможно, будет подписано соглашение между Россией и США. А США – это последняя страна, которая, скажем так, препятствует вступлению России во Всемирную Торговую Организацию.


- Насколько я знаю, с американцами у нас спорные вопросы согласованы. И Россия, и США, конечно, заинтересованы в том, чтобы наша страна вступила в ВТО. Но вот только что появилась информация о том, что Грузия отказалась от результатов переговоров с Россией по вступлению в ВТО. Какая бы ни была маленькая страна Грузия, но если она отозвала свою подпись, то, значит, снова возникают проблемы. И либо Россия должна будет как-то разобраться с претензиями Грузии (а понятно, какие это претензии – это вино, «Боржоми», странные ограничения, которые вводились в последнее время), либо США должны будут оказать на Грузию серьезное давление.


Мне кажется почему-то, что позиция грузинской стороны не могла не быть совершенно не согласованной с США. И, возможно, развитие отношений России с ВТО несколько осложнится как раз в этой связи.


- По поводу антиглобалистов: насколько серьезными станут их выступления во время саммита лидеров «Восьмерки» в этом году в Санкт-Петербурге?


- Я не думаю, что антиглобалисты смогут создать в Петербурге что-то сопоставимое с тем, что обычно бывает на саммитах такого масштаба. В России, в Петербурге такое невозможно. У нас общество достаточно жестко авторитарное для того, чтобы загнать антиглобалистов на Стадион имени Кирова и держать их там. Кроме того, в Стрельну, к Константиновскому дворцу, где проходит саммит «Восьмерки», вообще попасть невозможно. Так что ничего особенного я в связи с действиями антиглобалистов не ожидаю. Никакого воздействия это на работу саммита не окажет.


XS
SM
MD
LG