Ссылки для упрощенного доступа

Человек недели Радио Свобода – капитал сборной Франции по футболу Зинедин Зидан



Дмитрий Волчек: Человек недели Радио Свобода – капитал сборной Франции по футболу Зинедин Зидан. ФИФА проводит расследование инцидента в финальном матче чемпионата мира, в ходе которого Зидан ударил оскорбившего его итальянского футболиста Марко Матерацци. Зинедин Язид Зидан – выходец из семьи эмигрантов из алжирского берберского племени кабила. Родился в 1974 году в Марселе. Профессиональную карьеру начал в клубе "Канн", затем играл в "Бордо", "Ювентусе" и "Реале". Победитель Лиги чемпионов по футболу и двукратный финалист этого турнира, двукратный чемпион Италии, обладатель кубка Испании. Чемпион мира 1998 года, чемпион Европы 2000 года, серебряный призер чемпионата мира 2006 года. Трижды признавался ФИФА лучшим футболистов мира, стал обладателем "Золотой бутсы" – приза лучшему футболисту чемпионата мира в Германии. Включен в список ста лучших футболистов ФИФА всех времен и народов.

Его жена – в прошлом популярная в Испании фотомодель и танцовщица, у них четверо сыновей.


О человеке недели Радио Свобода говорит мой коллега Андрей Шарый.



Андрей Шарый: На фанатах, встречавших на Елисейских полях команду Франции, красовались майки с надписью "Нет Бога, кроме Зидана". Философ Бернар-Анри Леви встал только ступенькой ниже, назвав поступок лидера футбольной сборной "самоубийством полубога". Французский президент на встрече с серебряными призерами чемпионата мира говорил о Зинедине Зидане – футбольном гении, человеке высоких моральных качеств. Парижская площадь объединилась с салоном интеллектуала и кабинетом политика.


Если отбросить эмоции, ситуация сводится к следующему: два футболиста грязно ругались, что является обычной спортивной практикой, одного это вывело из себя – и он, не стерпев, по-мужски наказал обидчика. Марко Матерацци уже на разные лады извинился, Зидан уже не простил Матерацци, но уже и сам тихим голосом попросил прощения у миллионов болельщиков, особенно – у детей. История, в прямом эфире представшая драмой, теперь развивается по законам сентиментального жанра и точно превратится в мыльную оперу, если ФИФА решит отобрать у Зизу присужденный ему журналистами "Золотой мяч". Динамика сюжета не зависит ни от Зидана, ни от Матерацци, ни даже от шефа ФИФА – упорхнув с футбольного поля, мужская стычка из мужской игры стала мифом. А главное свойство мифа в том, что он живет, невзирая на реальность.


Миф этот рожден сочувствием к кумиру, который оказался обиженным и обделенным, а потому, как простой человек с улицы, ранимым и беззащитным. Оказывается, и справедливость может вызвать негодование: ведь судья поступил правильно, удалив грубияна с поля, но почему тогда жалко Зидана? Может, как раз в протесте против правил, этих занудных табу, опутавших мир, этого бесконечного списка "запрещено" и "нельзя", и кроется сладость сострадания? Д'Артаньян тоже подлежал суду за удар шпагой в грудь де Жюссака, но все-таки дрался, хотя и надеялся, что король извинит его проступок за смелость. А Зидан-то знал, что судья не пощадит его за удар головой – и поступил так, как в другой, но такой же по сути жизненной ситуации решится поступить не каждый? Зидан объяснил потом журналисту: "Я всего лишь обычный мужчина". Для звезды быть таковым – важнее остального.


Превращению спортивного проступка в эпос препятствует продвинутая часть общественности. В Интернете появилась смешная игра "Ударь Матерацци", а по Рунету циркулирует элегантная шутка, предлагающая понятную россиянам схему развития самой знаменитой ссоры нового века: итальянский защитник схлопотал от Зизу за вопрос о том, почему тот поцеловал в живот мальчика Никиту.



XS
SM
MD
LG