Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Саммит "большой восьмерки" и российская тема в Соединенных Штатах. Цены на нефть растут, на фондовых биржах падение, что впереди?



Юрий Жигалкин : Саммит "большой восьмерки" и российская тема в Соединенных Штатах. Цены на нефть растут, на фондовых биржах падение, что впереди? Таковы темы уик-энда рубрики «Сегодня в Америке».


На фоне разных заявлений, сделанных в преддверии, во время и после саммита восьми государств в Санкт Петербурге американская пресса выделила высказывания Михаила Горбачева, чье имя вызывает традиционное уважение в Соединенных Штатах. Однако на этот раз внимание привлек необычный тон бывшего президента Советского Союза. Слово - Яну Рунову.



Ян Рунов : Бывший президент бывшего Советского Союза считает, что у американцев болезнь пострашнее СПИДа - это «комплекс победителя». Он обвинил Америку в навязывании России своего стиля демократии. В интервью американским журналистам Горбачёв признал, что Россия совершила какие-то ошибки на пути к демократизации, но Америка своими требованиями воздвигает новые препятствия на этом пути, считает Горбачёв. Вице-президента Чейни и министра обороны Рамсфелда он назвал «просто ястребами», стоящими на страже интересов военных. Горбачёв сказал, что Путин использовал и будет использовать авторитарные меры правления, но Россия сформирует демократическое общество.


Вот как комментирует слова Горбачёва американский политолог, сотрудник международной консалтинговой фирмы «Евразийская группа» Клифф Капчен.



Клифф Капчен : Я думаю, что демократия, в основном, универсальна, и что демократия в России будет укрепляться с приходом каждого нового поколения. Ожидать более скорого изменения было бы нереалистично. Я бы не сказал, что Америка страдает «комплексом победителя», но, видимо, мы не сразу осознали, что Россия вернула себе своё место в мировой политике. Она стала экономически сильной. И может преследовать свои интересы. Я не согласен с горбачёвской терминологией, но могу согласиться с некоторыми его мыслями.



Ян Рунов : Горбачёв говорит об авторитаризме нынешней власти, но при этом верит, что Россия идёт к демократии.



Клифф Капчен : Я полагаю, что президент Путин, действительно, использовал и будет использовать смягчённые формы авторитарных методов правления. Авторитарные тенденции налицо. Однако Россия в этом смысле не Китай и не Северная Корея. Противники совещания «большой восьмёрки» были задержаны в Москве, но не более. В Китае их судьба была бы иной. Так что Россия где-то посередине между Китаем и Западом. Я верю, что в России произойдёт эволюция, там растёт средний класс, в который войдут и нынешние миллионеры, но не миллиардеры. Средний класс пополнится за счёт хорошо зарабатывающей и приобретающей социальный вес молодёжи. Я с оптимизмом смотрю на будущее России, которая будет демократической в западном понимании этого слова, но у неё свой путь к этому.



Юрий Жигалкин : C американским политологом сотрудников Евразийской группы Клиффом Капчаном говорил Ян Рунов. А мой коллега Владимир Морозов, воспользовавшись моментом, вниманием прессы к России, задал несколько вопросам людям на улице.



Владимир Морозов : Я опрашивал первых встречных в небольшом городке Гленн Фолз, штат Нью-Йорк. Мой первый собеседник продавщица супермаркета Патришиа.



Патришиа : Я думаю, что Россия наш союзник. И я рада этому. Хотела бы я туда съездить? Конечно, но у меня детей много, на поездки денег не остается. А съездить в Россию было бы здорово!



Владимир Морозов : Более сдержанным оказался шофер такси Дэн.



Дэн : Знаете, я никогда не встречал русских. Городок у нас маленький. Вы тут первый русский. Вроде, бы такой же человек, как и я. А о России я мало знаю. Я вообще политикой не интересуюсь.



Владимир Морозов : Зато очень интересуется политикой экономист Чарльз.



Чарльз: США и Россия могут много получить от контактов друг с другом. Хорошо, что совещание стран "большой восьмерки" проходит в Санкт-Петербурге. Запад должен показать свое уважение этой стране. Да, президента Путина ругают за отсутствие демократии. Но у них в России свое понятие о демократии, которое отличается от западной версии.



Владимир Морозов : От такой позиции камня на камне не оставила бухгалтер Беверли.



Беверли : Я не принимаю эту страну всерьез. В России столько пьяниц! Я слышала, что из-за пьянства русские и до 60 лет не доживают. Чего можно ждать от таких людей! Это не страна, а сплошной атавизм. Их лидеры не имеют ни малейшего представления о демократии и современной жизни вообще.



Владимир Морозов : Более миролюбиво выступил механик Пит.



Пит : У меня к русским никаких претензий. Я думаю, у них те же цели, что и у нас - нормально жить и все. И в политике, мне кажется, у России те же интересы, что и у Америки.



Владимир Морозов : Так что, не скажу за всю Америку, но городок Гленн Фолз, штат Нью-Йорк, воспринимает Россию и русских в основном положительно.



Юрий Жигалкин : Как говорят на Уолл-стрит, финансовые рынки не терпят неизвестности. С каждым день нестабильности на Ближнем Востоке поднимались цены на нефть и падали курсы акций на финансовых рынках. В пятницу стоимость нефти приближалась к восьмидесяти долларам за баррель, а основные индексы фондовых бирж вернулись к низшей с начала года отметке, достигнутой полтора месяца назад. Сочетание всех этих факторов, по словам экспертов, сильно напоминает обстоятельства, спровоцировавшие экономический кризис семидесятых годов. Насколько могут быть обоснованы такие параллели? Вопрос экономисту профессору Гуверовского института Михаилу Бернштаму.



Михаил Бернштам : В принципе, можно сказать, что 75 долларов за баррель это такой порог, выше которого начинается инфляция. Но самое главное, что в результате, как в 70-е годы, может произойти давление на экономический рост, может даже начаться рецессия, если такие цены на нефть продержатся. Тогда, соответственно, в результате рецессии будет подниматься безработица, возникнут социальные проблемы. Так что, ситуация очень напряженная. Еще не кризисная, но уже напряженная.



Юрий Жигалкин : Профессор, кое-кто говорит, что сотрясения на биржах последних трех месяцев могут быть признаком приближения худших времен?



Михаил Бернштам : Дело в том, что фьючерсы в целом по своей природе склонны колебаться больше, чем предстоящие экономические колебания реальной экономики. Поэтому вполне естественно, что фьючеры сейчас резко падают по всему миру. Может несколько подняться доллар, такая парадоксальная ситуация.



Юрий Жигалкин : Курсы российских акций также значительно упали, на что стоит рассчитывать российским инвесторам?



Михаил Бернштам : Это не российская, не фондовая и не фьючер. Это площадка для игры западных, прежде всего, американских взаимных фондов, пенсионных фондов. Она называется Российская фондовая биржа. Поэтому вполне естественно, что когда в Нью-Йорке происходит насморк, то в России происходит лихорадка на фондовой биржи.



Юрий Жигалкин : Появление на лондонской бирже акций "Роснефти" вызвало заметный шум, и российское правительство убеждает граждан покупать акции компании. Как вы считаете, это хорошая покупка?



Михаил Бернштам : Судя по всему, так можно сказать издалека, что эта цена сильно преувеличена. Потому что в основном покупатели, которые участвуют в аукционе, это российские нефтяные компании и российские другие какие-то довольно непонятного происхождения компании. Покупают они это по политическим причинам. Поэтому цена завышена. В принципе, если рядовые россияне могут позволить себе иметь акции "Роснефти", то в досрочной перспективе это им полезно. Но все зависит, конечно, от покупочной цены. Сейчас она явно завышена по политическим причинам.



Юрий Жигалкин : Саммит "большой семерки" был использован Кремлем для утверждения имиджа России как ведущей энергетической и экономической державы. Ей, по-видимому, не стоит опасаться высоких цен на нефть?



Михаил Бернштам : Россия, безусловно, является крупнейшей энергетической державой. Экономической - нет. Экономика России невелика по мировым масштабам. Всего 10 тысяч долларов на душу населения валовой внутренний продукт в мировых паритетных ценах. Но энергетическая держава, естественно, мощная. Для России это положительное явление - высокие цены на нефть. Россия сейчас полностью выплачивает свои внешние долги. У России 77 миллиардов долларов в стабилизационном фонде. Резервы Центрального банка 250 миллиардов долларов. Россия может и должна завозить больше импорта. Потому что у России имеется возможность от экспортной выручки это делать. Это будет повышать уровень жизни населения и общее благосостояние. Так что для России как раз это положительное явление.



Юрий Жигалкин : Что делать, если к двадцати семи ты достиг в своей профессии всего? Видимо, попробовать себя на бродвейской сцене. Продюсеры мюзикла «Чикаго» объявили о том, что звезда хип-хопа Ашер выступит в роли адвоката Флина, которую в фильме исполнил Ричард Гир. « All I care about ».


XS
SM
MD
LG