В чопорном зале Музея имени Пушкина, где разместилась выставка «Мастера французской афиши», установили круглые тумбы, оклеенные плакатами, и поставили садовые скамейки, на одну из которой присел юноша с аккордеоном. Если и не реконструкция какого-нибудь парижского бульвара, то, во всяком случае, намек на него. Во все времена печатная реклама в первую очередь была уличной и утилитарной, на долгий срок жизни не рассчитанной, подчеркивает директор музея на Волхонке Ирина Антонова: «Естественно, состояние сохранности многих этих листов небезупречно и довольно долго наши реставраторы работали над реставрацией этого собрания».
Разглядывая эти большеформатные листы, можно проследить историю французского изобразительного искусства от 80-х годов XIX столетия и до 30-х годов XX века. Все стили того времени — и импрессионизм, и art nuvo, и art deco — отразились в этих плакатах.
Рассказывает Ирина Антонова: «Французская афиша — это высокоценимые художественные произведения, в этом виде искусства работали, в том числе весьма выдающиеся французские художники, скажем, такие, как Пьер Бонар, Тулуз Латрек, Альфонс Муха, Стейнвен и другие».
Среди «других» упомянем О’Галопа, в далеком 1898 году придумавшего торговый знак фирмы «Мишлен» — знаменитого и дожившего до наших дней шинного человечка Бибендума. Сейчас его резиновую фигурку можно увидеть на большегрузных автомобилях, а на выставке есть пара плакатов с этим персонажем.
Однако чаще всего французский плакат рекламировал не товары, а разного рода увеселения. Чего стоят одни только работы Альфонса Мухи — театральные афиши к спектаклям Сары Бернар!
Как утверждает Михаил Бусев, заместитель директора НИИ искусства Академии художеств, выставка французского плаката уникальна во многих отношениях: «Это и история культуры Франции, это и история политической жизни Франции, это и история даже цивилизации, когда мы видим те или иные предметы. Дирижабль, шина, они же не всегда существовали, пишущая машинка, которые входят в культуру, которые меняют ее, и здесь интересно, так пластически, стилистически это выражено».
Все экспонаты выставки долгое время хранились в запасниках Музея имени Пушкина и крайне редко экспонировались.