Ссылки для упрощенного доступа

Есть ли у мирового сообщества инструменты урегулирования нынешнего конфликта в Ливане


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Андрей Шароградский и Ян Рунов.



Кирилл Кобрин: Минувшей ночью израильская авиация нанесла новые удары по целям на территории Ливана, а утром подразделения армии Израиля вступили в бой с отрядами группировки "Хезболлах".



Андрей Шароградский: В своих заявления по поводу нынешнего конфликта на Ближнем Востоке и представители американской президентской администрации, и законодатели отмечают, что США на этот раз лишены многих рычагов влияния на процесс урегулирования, так как не имеют дипломатических отношений ни с Сирией, ни с Ираном, которые поддерживают действующую в Южном Ливане экстремистскую группировку "Хезболлах".


Рассказывает наш корреспондент в Нью-Йорке Ян Рунов.



Ян Рунов: Президент Буш возложил ответственность за кризис на военизированную исламскую группировку "Хезболлах". Официальную позицию США Буш сформулировал так: "Чтобы справиться с кризисом, мир должен взяться за организацию "Хезболлах", за Сирию и продолжить работу по изоляции Ирана".


Вот что говорит по этому поводу бывший посол США в Марокко, политолог Марк Гинзберг...



Марк Гинзберг: Существует далеко не "священный" союз между иранскими революционными гвардейцами и обученными Ираном террористическими группами в Южном Ливане. На тренировочных базах в Южном Ливане иранцы обучают своих союзников тактике террора. У американского правительства нет иллюзий: со времён нападения шиитских террористов на казармы американских морских пехотинцев и гибели 241 американца в Ливане в начале 80-х годов и по сегодняшний день "Хезболлах" и Иран вместе устраивают теракты против США, а Сирия предоставляет убежище террористам и является транзитной территорией для иранских революционных гвардейцев, направляющихся в Ливан для обучения боевиков "Хезболлах" терроризму и для экспорта терроризма повсюду, где есть американцы...



Ян Рунов: Газета "Сан-Франциско Кроникл" считает, что Россия, которая продаёт оружие Сирии и помогает Ирану строить ядерный реактор, которая с почётом принимает в Москве посланников ХАМАС и контактирует с организацией "Хезболлах", могла бы содействовать прекращению войны.



Андрей Шароградский: Сирия в ответ обвиняет Вашингтон в попытке распространить свое влияние на Ближнем Востоке, не считаясь с интересами арабских стран. Работающий в Дамаске журналист Нофаль Найюф, с которым нам удалось связаться, так озвучил позицию Сирии в сложившейся ситуации.



Нофаль Найюф: В связи с опасным развитием событий в Ливане, повергающемся военной агрессии со стороны Израиля, сирийское руководство с особым вниманием следит за ситуацией в регионе. Первые лица Сирии обсуждают израильскую агрессию, заявляют о своей поддержки ливанского и палестинского народов, - говорится в официальных заявлениях правительства и политического руководства Сирии. Дамаск и сирийская общественность в целом призывают в этой связи международное сообщество срочно предпринять решительные меры для неотложного прекращения агрессии Тель-Авива, всесторонне поддерживаемой и поощряемой американской администрацией. Обвинения, предъявляемые Вашингтоном и лично президентом Бушем руководству Сирии, воспринимаются сирийцами как прямая угроза народу Сирии и его жизненным интересам.



Андрей Шароградский: По мнению заместителя директора Института востоковедения Российской Академии наук Владимира Исаева, нынешняя вспышка насилия в регионе во многом следствие ошибок в ближневосточной стратегии США и Европейского союза в последние годы.



Владимир Исаев: Я вам приведу всего лишь два примера. Именно США настаивали на том, чтобы выборы, скажем, в Палестинской автономии проходили без использования административного ресурса. К власти пришел ХАМАС. Второе, США и Евросоюз, прежде всего в лице Франции и Англии, настаивают на том, чтобы Сирия вывела войска из Ливана. Сирия выводит войска из Ливана - свято место пусто не бывает, там появляется "Хезболлах". Ах, какая неожиданность для США и Евросоюза, что эта организация - а принципы ее известны, кем финансируется она известно - начинает вооруженные провокации против Израиля. Вы понимаете, конфликт дошел до такой стадии уже, что он может быть прекращен только в случае ситуации, когда одна из сторон близка к поражению. Я напомню 1982 год. В 1982 году, когда Организация освобождения Палестины постоянно провоцировала на южных границах Израиля вооруженные столкновения с регулярной армией Израиля, кончилось дело тем, что израильтяне развязали достаточно широкие военные действия против Организации освобождения Палестины. Весь мир кричал: ах, израильтяне применяют опять-таки неадекватные действия, нужно их остановить. Где их остановили? Израиль взял тогда Бейрут - и на 20 лет забыл против действий против своих северных границ с территорией Ливана. Сейчас ситуация повторяется практически на 100 процентов.



Андрей Шароградский: Директор Института изучения Израиля Евгений Сатановский считает возможное вовлечение в вооруженный конфликт с Сирией крайне опасным и видит единственный выход в политическом давлении на Иран.



Евгений Сатановский: К сожалению, эскалация конфликта может разразиться в любой момент. К сожалению, конфликт может распространиться на Сирию, и это чрезвычайно опасно, потому что Сирия сегодня скорее страдательную роль играет в этом конфликте. За спиной у "Хезболлах" и, скорее всего, ХАМАС несомненно стоит Иран. Иран при этом достаточно неуязвим, в достаточно выигрышном положении. Иран уже отвлек таким блестящим маневром великие державы от обсуждения своей ядерной программы, более того, Иран провоцирует нападения Израиля. И вот в какой мере возможно свернуть руководство исламской республики Иран, Ахмадинеджада, президента этой страны, Хаменеи, верховного аятоллу, с пути конфронтации с Израилем, - в таком и только таком пути и есть возможность разрешения конфликта. Самостоятельно "Хезболлах" не подвержен политическому давлению. При помощи Ирана это возможно.



Андрей Шароградский: Москва, в отличие от Вашингтона, поддерживает с Дамаском и Тегераном довольно тесные отношения. Означает ли это, что Россия в состоянии сыграть ключевую роль в урегулировании нынешнего конфликта на Ближнем Востоке? Мнение Владимира Исаева.



Владимир Исаев: Прежде всего не следует забывать, что и Иран, и Сирия - это вполне суверенные государства с той политикой, которую они считают нужным проводить. И поэтому дипломатические усилия в данном случае со стороны России будут наталкиваться на те принципы политические, которые исповедуют что Иран, что Сирия. Конечно, воздействие Москвы может быть и на ту, и на другую страну, это понятно, потому что действительно дипломатические отношения имеются между нашей страной и Ираном и Сирией, а Соединенным Штатам трудно осуществлять какие-то контакты, они могут идти только через посредников. Но дело в том, что сейчас ситуацию никто не контролирует. Ее не контролируют ни стороны, которые принимают участие в конфликте, ни те стороны, которые прилагают какие-то дипломатические усилия, чтобы остановить этот конфликт.



Андрей Шароградский: Это был заместитель директора Института востоковедения Российской Академии наук Владимир Исаев.


XS
SM
MD
LG