Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Человек дня - немецкий писатель и драматург Танкред Дорст


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Андрей Шароградский: Человек дня Радио Свобода 26 июля 80-летний немецкий писатель и драматург Танкред Дорст. В эти минуты на фестивале опер Рихарда Вагнера в Байрейте он дебютирует в качестве режиссера-постановщика цикла из четырех опер „Кольцо Нибелунга“.


Танкред Дорст родился 19 декабря 1925 года в нынешнем Зоннеберге в Тюрингии в семье фабриканта.


В 1944 был призван в армию, попал солдатом на западный фронт и вскоре оказался в плену. В качестве военнопленного он до 1947 года находился в Англии и в США. После возвращения в Германию бежал из зоны советской оккупации в Баварию, где в дальнейшем получил образование, изучая германистику, искусствоведение и театроведение. Первые большие пьесы Танкреда Дорста были поставлены в 1960 году. Сейчас Танкред Дорст живет в Мюнхене.



Юрий Векслер: Как чаще всех ставящийся на сценах Германии драматург решился в возрасте 78-ти лет дебютировать в опере, потратить два года жизни на постановку четырех спектаклей? Но , видимо , отвага в крови у этого ныне 80-летнего дебютанта, решившегося , кроме всего прочего , на диалог с героями и богами.


Два года молчавший Дорст сказал все - таки накануне премьеры несколько слов о своем замысле. Танкред Дорст от первого лица: " С одной стороны главная линия моей концепции - "Все происходит сегодня". Но вагнеровские божественные фигуры не из сегодняшней жизни, а из мира или уровня, который нам неведом, предположительно , по крайней мере. Боги - это вездесущий персонал, который населяет то автобан, то небоскреб, то старую заброшенную школу... В "Кольце Нибелунга" речь идет о гибели богов. Но для показа этого надо сначала иметь богов, поэтому они у меня принипиально будут на сцене чужаками, другими. Особенно интересовала меня встреча различных временных уровней, встреча бессмертных богов с сегодняшними людьми. Встреча обыденного и сакрального времени. Как, например, играющий ребенок вдруг замечает , что на автобане нечто происходит: там куется меч или там оказывается дракон. Такой детский взгляд мне особенно интересен. Главный герой всего сочинения для меня, безусловно, Зигфрид. Это новый человек, который освободился от богов и от всех метафизических зависимостей. Он свободен. Для Бернарда Шоу он был революционером, даже конкретно Бакуниным. Для Гитлера он был тем, кто делает , что хочет , и не признает никаких законов и ценностей. В наше время эта фигура значительно интереснее , чем во времена Вагнера. Что до религии, то для меня речь преж д е всего идет о пустоте небес, с которыми мы имеем дло. Нам не нужны больше боги, мы не хотим их. Утопия "К ольца " заканчивается коллективной гибелью. Смерть играет в моей постановке важную роль . Для меня тема в алькирий, например, - это стремление нашего общества к гибели".


На вопрос в одном из интервью, боится ли он смерти, Танкред Дорст ответил: "Меня не было здесь много миллионов лет до моего рождения , и это мне тоже не мешало".


XS
SM
MD
LG