Ссылки для упрощенного доступа

Группа представителей Генпрокуратуры и МВД постарается убедить британских коллег экстрадировать Ахмеда Закаева


Программу ведет Михаил Фролов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Юрий Багров.



Михаил Фролов: В Лондон прибыла межведомственная группа представителей Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел России в составе 9 человек во главе с заместителем генерального прокурора Российской Федерации Александром Звягинцевым. Российские специалисты уже начали консультации и рабочие встречи в Королевской прокуратуре и министерстве внутренних дел Великобритании. Цель этих консультаций - заручиться содействием британских коллег в экстрадиции российских граждан, которых ранее Великобритания отказывалась выдать России.



Юрий Багров: Генеральная прокуратура возбудила новое уголовное дело в отношении Ахмеда Закаева. Его обвиняют в разжигании национальной ненависти. Кроме того, следователи считают, что некоторые высказывания представителя Ичкерии можно расценить, как поощрение терроризма. Об этом заявила пресс секретарь генерального прокурора России Марина Гриднева...



Марина Гриднева: Генеральная прокуратура Российской Федерации возбудила уголовное дело в отношении эмиссара самопровозглашенной Республики Ичкерия Ахмеда Закаева по части второй статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации. Это "Возбуждение ненависти и вражды в отношении группы лиц по признакам национальности, языка и происхождения, совершенное с использованием средств массовой информации и с угрозой применения насилия". Кроме того, в одном из своих интервью Закаев публично анализирует террористическую деятельность Шамиля Басаева, представляет его героем и выдающимся полководцем, сожалея при этом о его гибели.



Юрий Багров: Для изучения возможности экстрадиции Ахмеда Закаева в Лондон командирована межведомственная группа, в состав которой вошли представители Генпрокуратуры, министерств юстиции и иностранных дел. Ее возглавляет заместитель генпрокурора Александр Звягинцев, курирующий в ведомстве управление международного сотрудничества. В британской столице они намеренны подготовить иски в Магистратский суд для начала процесса по экстрадиции. Из Лондона передает наш корреспондент Наталья Голицина.



Наталья Голицына: Сейчас в Великобритании проживают 16 российских граждан, объявленных Россией в международный розыск. Список этот возглавляют Борис Березовский и Ахмед Закаев. В него входят также получившие убежище в Англии 12 бывших менеджеров нефтяной компании "ЮКОС". Чтобы попытаться добиться успеха в экстрадиции Ахмеда Закаева, российская Генпрокуратура возбудила против чеченского эмиссара новое уголовное дело, сделав так, чтобы обвинения против него попадали под действие нового британского закона о терроризме, в который введены статьи о наказании за разжигание межнациональной ненависти и прославление терроризма. В Лондоне российские представители будут просить своих британских коллег научить их, что можно сделать, чтобы их запросы об экстрадиции российских граждан не отклонялись британским судом за недостаточностью доказательств. Ахмед Закаев получил политическое убежище в Великобритании в 2003 году. Спустя два года британский суд повторно отказал России в его экстрадиции. Я попросила Ахмеда Закаева прокомментировать возбуждение против него нового уголовного дела.



Ахмед Закаев: Я всецело приветствуют изменения в том законе, о котором вы упомянули, в Великобритании, считаю, что этот закон как раз таки и может разрешить эту ситуацию. В отличие от России на сегодняшний день в Англии решаются вопросы в соответствии с законами, и в этом заключается гарантия безопасности населения Великобритании. И так как я сегодня проживаю в этой стране, я всецело подпадают под юрисдикцию этих законов этой страны, и я всецело готов отвечать по ним, но, в отличие от российских формулировок, я думаю, что здесь есть понимание и подходы. И каждый раз все вопросы рассматриваются в индивидуальном порядке. Здесь не принято подводить под одну категорию людей, которые имеют другие взгляды на жизнь и на ситуацию, и на происходящее вокруг них. Если говорить о призывах, то на суде мне будет достаточно того, что я просто возьму так, наугад любую газету или любую телевизионную передачу, которая сегодня идет в России и ведет античеченскую пропаганду, и в этом отношении, я думаю, что у судьи будет что с чем сравнить.



Юрий Багров: Напомню, что в 2003 году британское правосудие отказалось выдавать представителя Ичкерии российским властям. В ходе процесса адвокаты Закаева привели убедительные доводы о сфабрикованности дела, основываясь на показаниях свидетелей и неточностях в документах, представленных стороной обвинения. Достаточно ли новых обвинений для экстрадиции Ахмета Закаева в Россию? - такой вопрос я задал британскому адвокату Дру Холинеру.



Дру Холинер: Во-первых, надо сказать, что есть достаточно упрощенная процедура между Великобританией и Россией, что касается экстрадиции, поскольку оба - участники европейской конвенции об экстрадиции. Если это действие является преступлением в обоих государствах, тогда это может стать основанием для возбуждения этой процедуры. Проблема здесь в том... в частности, в отношении самого Закаева, поскольку у него уже есть судебное решение, в котором ему был предоставлен статус беженца по политическим преследованиям. Как вам известно, несколько лет назад это решение было основано, по мнению британских судей, на том, что [предъявленные обвинения] Закаеву носят политический характер, что он не получит судебное справедливое разбирательство в России и что даже, если мне память не изменяет, возможно, что могут быть предприняты к нему пытки. Поэтому, какое бы обвинение не выносилось в отношении Закаева, сейчас, с получением этого статуса, если Российская Федерация не сумеет убедить суд в том, что эти обстоятельства изменились, тогда вероятность отказа достаточно высокая.



Юрий Багров: Статус политического беженца дает своего рода индульгенцию на процесс депортации или экстрадиции?



Дру Холинер: Я бы не сказал, что это дает индульгенцию. Я бы сказал, что это создает ситуации, когда государства, у которых просят эту выдачу (в этой ситуации Великобритания), они относятся с подозрением к подобного рода просьбам. То есть это не говорит о том, что они даже предполагают его невиновным, суд может посчитать, что есть достаточно оснований считать, что он может подвергаться уголовному преследованию, здесь больше вопрос, с точки зрения британского суда, к российской судебной системе, к правоохранительным органам, потому что здесь в деле экстрадиции не дается оценка виновности, невиновности, а здесь была выражена такая точка зрения, что он не сможет получить справедливого судебного разбирательства внутри России.



Юрий Багров: То есть мало доказать его вину, нужно еще и внутри России отладить систему правосудия?



Дру Холинер: Вот это уже зависит от того, насколько человек согласен с этой оценкой. Я бы сказал, точнее, нужно убедить британский суд, что он сможет получить справедливое судебное разбирательство в России.


XS
SM
MD
LG