Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Вашингтон обеспокоен обострением ситуации в Пакистане


Сегодня в Америке

Юрий Жигалкин: В конце прошлой недели пакистанская армия начала операцию против боевиков движения "Талибан", которые взяли под контроль соседнюю с Исламабадом провинцию. Одновременно Вашингтон предлагает Пакистану и Афганистану осуществление масштабной стратегии нейтрализации "Талибана", который, как внезапно осознал Исламабад и его союзники, превратился в силу, угрожающую стабильности Пакистана.

Аллан Давыдов: Переход контроля над приграничными провинциями Пакистана в руки "Талибана" сильно встревожил Белый дом. Барак Обама пригласил на трехсторонний экстренный саммит президентов Афганистана и Пакистана с тем, чтобы попытаться реально объединить усилия трех столиц в борьбе с "Талибаном". Встреча в Вашингтоне выглядела более чем сердечной, однако, по мнению экспертов, невероятно сложной задачей будет восстановление доверия между Афганистаном и Пакистаном, не менее трудно будет убедить население двух стран в том, что главный интерес Вашингтона состоит в обеспечении безопасности и процветании их стран.
В основе новой стратегии Белого дома - многосторонняя помощь обеим странам. Речь идет о многомиллиардных инвестициях в экономическое развитие, образование, систему медицинского обслуживания. Даже в условиях экономического кризиса Конгресс США, судя по всему, готов увеличить финансовую помощь Пакистану и Афганистану. Вот как прокомментировал позицию президента Барака Обамы по данному вопросу его помощник по национальной безопасности, отставной генерал Джеймс Джонс.

Джеймс Джонс: Принимая президента Пакистана Зардари, президент Обама, прежде всего, заявил, что желает помочь народу Пакистана не только военными средствами, но и придать этой помощи новое измерение, помочь правительству страны добиваться прогресса через утверждение демократии. Белый дом признает, что Пакистан переживает трудные времена и что угроза экстремистов Пакистану требует согласованных действий. Президент Обама особо выделяет региональный характер проблемы. В новой региональной стратегии Белого дома ситуация в Пакистане и Афганистане рассматривается как одно целое, как единый театр действий. Центральная задача - обеспечить понимание всеми сторонами необходимости действовать единым фронтом, на уровне не только президентов, но и оборонных, внешнеполитических ведомств, а также различных звеньев в правительствах, связанных с экономическим восстановлением, правовой реформой и всем, что способствует стабилизации ситуации.

Аллан Давыдов: Вместе с тем многие в Вашингтоне считают, что реальные результаты усиления помощи Пакистану и Афганистану пока невозможно просчитать. Сейчас никто не берется предсказывать, в какой степени предпочтения правительств этих стран в развитии совпадут с приоритетами Соединенных Штатов. В ряде регионов Пакистана, особенно в Афганистане, в значительной степени племенной уклад и американское содействие может натолкнуться на культурно-мировоззренческое сопротивление. В частности, осуществление реформы образования может стать источником напряженности. Доступность школ для девочек, обучение навыкам, важным для экономического развития, и пересмотр норм детского труда - вот лишь некоторые проблемы, с которыми предстоит столкнуться в этой области. Кроме того, в окружении президентов Пакистана и Афганистана немало политиков, которые считают, что Соединенные Штаты проявляют к региону узкокорыстный интерес и что в случае возникновения нового кризиса в другой части мира США оставят эти страны один на один со своими проблемами.

Юрий Жигалкин: В то время, как Вашингтон предлагает Исламабаду и Кабулу комплексную стратегию борьбы с "Талибаном", в устах экспертов множатся предупреждения о том, что у Пакистана в запасе может оставаться не очень много времени для нейтрализации угрозы со стороны радикального исламского движения. Вот что говорит Эли Краковски, бывший помощник министра обороны США.

Эли Краковски: Ситуация очень серьезная и она во многом результат действий самого Пакистана. "Талибан" был создан по большому счету пакистанской разведкой и спецслужбами на саудовские деньги первоначально для того, чтобы попытаться стабилизировать Афганистан и держать его под контролем. В осуществлении этой идеи сыграли большую роль крайние исламисты в пакистанских разведструктурах, которые дали зеленый свет сотрудничеству "Талибана" и "Аль-Каиды", а позже они способствовали укреплению позиций и росту амбиций "Талибана" в самом Пакистане. События последних месяцев свидетельствуют, на мой взгляд, о том, что "Талибан" и его опекуны во властных структурах Пакистана начали новый этап кампании - постепенный захват власти в стране в надежде взять в свои руки контроль над ядерным оружием.

Юрий Жигалкин: Как вы считаете, насколько эффективной может быть попытка проведения военной операции против "Талибана"?

Эли Краковски: Все зависит от того, в какой степени пакистанское правительство и верные ему офицеры контролируют армию. Это далеко не полный контроль. Известно, что до сих пор за армией не числилось никаких успехов в ее попытках остановить "Талибан". То ли потому, что кто-то саботировал эти попытки, то ли потому, что значительная часть армии уже индоктринирована исламистами, то ли потому, что она плохо вооружена и подготовлена. Сказать трудно. Но можно предположить, что если нынешняя операция будет неэффективной и значительные территории останутся в руках "Талибана", то его пока скрытые сторонники в разведслужбах и других структурах почувствуют, что сила на их стороне. Они будут готовы выйти из тени, за этим может последовать открытый гражданский конфликт.

Юрий Жигалкин: Способны ли в этой ситуации США помочь пакистанскому правительству предотвратить такой поворот событий?

Эли Краковски: Пакистан представляет собой даже большую проблему, чем Афганистан, на помощь которому уже израсходованы десятки миллиардов долларов. Вашингтон, конечно, поможет Исламабаду деньгами, военной техникой, но это комплексная проблема, ее решение будет зависеть и от успех стабилизации Афганистана, и от того, будут ли приняты серьезнейшие политические усилия в самом Пакистане с тем, чтобы что-то противопоставить исламскому радикализму. В таком случае успех будет возможен.
XS
SM
MD
LG