Ссылки для упрощенного доступа




Марина Тимашева: В Петербурге родилась Театральная молодежная режиссерская лаборатория ON.ТЕАТР. И расскажет о ней Татьяна Вольтская.


Татьяна Вольтская: Показы Театральной молодежной режиссерской лаборатории проходили в петербургском Театре имени Ленсовета. Придя туда, я заметила, как мне кажется, главное – у всех участников горели глаза, а все причастные к этому начинанию люди были согласны в том, что такая лаборатория Петербургу давно необходима, как воздух. Говорит главный редактор “Петербургского театрального журнала” Марина Дмитревская.

Марина Дмитревская: Петербургские театры, при том, что они получают Маски и всякие прочие премии, но это сегодняшний день питерского театра, а никакой погоды на завтра нет. В городе катастрофически мало режиссерских дебютов и, соответственно, нет ощущения другого дыхания. Петербургские театры, с моей точки зрения, уже больше и больше представляют такое одно бульварное лицо, и происходит исход молодых ребят, которые заканчивают нашу Театральную академию, из города. Они едут в Москву, где все-таки разнообразнее, где есть свободные площадки, куда можно прийти. У нас такой площадки нет, и много лет мы говорили о том, что она нужна, что нужен дебют-центр, потому что город задыхается от отсутствия молодых кадров. По-моему, за последние два или три года состоялось три режиссерских дебюта. Это ничто на такой огромный город. И нужно было, чтобы из Сургута приехала продюсер Милена Авимская, укоренившаяся здесь, и начала это движение. И сейчас, в течение шести дней, мы смотрим 19 показов. Эти молодые люди - 19 режиссеров и 130 артистов питерских театров - сделали, по сути, 19 спектаклей бесплатно. Просто можно составить уже репертуар какой-то площадки молодняка. На всех трех просмотрах Малая сцена Театра Ленсовета полна. Счастлив буфет Театра Ленсовета, потому что каждый день здесь толчется по 150 человек, все едят, репетируют… Вся эта лаборатория это такая поразительная энергия!

Татьяна Вольтская: О том, как возникла идея лаборатории, говорит генеральный директор Молодежного центра театрального киноискусства “МИГ” Милена Авимская.

Милена Авимская: Я пишу диссертацию в ГИТИСе на продюсерском факультете на тему “Трудоустройство творческих работников в переходный период театрального времени”. Время, действительно, сложное, потому что в царское время в России было агентство монополистки Россохиной, потом были посреднические бюро, которые устраивали на работу художников, режиссеров, артистов. А потом, в советское время, распределяли просто по театрам выпускников, и все было совершенно спокойно. Сейчас огромное количество агентств, продюсерских компаний, но никому из них не интересны молодые. Молодые лица - не медийные, они не приносят дохода. Вот молодежь и оказалась нигде.

Татьяна Вольтская: Проблема, поднятая в Петербурге, касается всей страны, - говорит главный режиссер Театра Ленсовета Гарольд Стрелков.

Гарольд Стрелков: Между академическим театром и Академией театральной существует губительная дыра. Я думаю, что режиссером можно стать нормально, поставив какое-то количество спектаклей. Со студенческой скамьи люди выходят, имея за своей спиной одну, в крайнем случае, две работы. Тех, кто сделал все-таки такой спектакль, берет к себе, допустим, в академический театр какой-то худрук. Если их не сожрали по дороге актеры, они доходят до какого-то финала, художественный руководитель приходит и переделывает эту работу, и выходит обычно так: режиссер постановщик - такой-то, художественный руководитель постановки - такой-то. Это значит, что там ни сантиметра практически не осталось от того, что из себя представляет личность. Для молодого художника нужна сначала свобода. Пока из него плещет, бурлит вот эта энергия, желание проявиться, он должен это делать свободно. Поэтому цель одна - я не хочу, чтобы молодая питерская режиссура отсюда уезжала.

Татьяна Вольтская: Петербургские театры нуждаются в молодежи разве что для елок или для бенефисных разовых спектаклей, - так считает и член оргкомитета лаборатории ON.ТЕАТР, режиссер и драматург Дмитрий Егоров.

Дмитрий Егоров: Таким образом, приходит деградация. Потому что человеку в институте прививают какие-то основы, а потом театр профессиональный эти основы разрушает аккуратненько. И понятно, что у человека после института еще нет такого крепкого хребта, чтобы остаться самим собой. Во многом для этого была лаборатория придумана. Интересно ужасно, были несколько показов, которые просто, мне кажется, один шаг до спектакля.


Татьяна Вольтская: Говорит директор фестиваля “Реальный театр”, эксперт фестиваля “Золотая Маска” Олег Лоевский.


Олег Лоевский: Есть театры, ищущие молодых режиссеров, есть молодые режиссеры, мечтающие работать в театре, но встретиться они никак не могут. И вот эта лаборатория в Театре Ленсовета, под руководством Гарольда Стрелкова, сумела создать такую форму взаимодействия театров и молодых режиссеров, которая, конечно, со временем даст результат. И плюс к этому эта лаборатория откроет огромное количество замечательных актеров. Есть такие работы, которых я просто много лет не видел на столичных сценах. Для меня там появился артист Терентьев, замечательный и необыкновенный артист, который сыграл в “Глиняной яме” у Андрея Никитинских. То есть я на сегодняшний день не вижу ни одного минуса этой лаборатории. Она вся соткана из плюсов. Есть первый результат - это то, что мы работаем, видим и понимаем, что есть смена, есть люди, которые придут за нами, будет второй результат - появятся какие-то эскизы спектаклей, а дальше третий результат - появиться в Петербурге свободная сцена, то есть возможность реализоваться молодым.

Татьяна Вольтская: И все, все, все, кто участвовал в лаборатории или оценивал ее, как заклинание повторяли одно – она должна превратиться в постоянную театральную площадку для молодых.
XS
SM
MD
LG