Ссылки для упрощенного доступа

"Ночь в музее": "Носферату. Вампир" в Центре современного искусства


Программу ведет Лейла Гиниатулина. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Тамара Ляленкова.

Лейла Гиниатулина: Завтра в Москве пройдет акция "Ночь в музее", посвященная Международному дню музеев. Желающие смогут попасть в учреждения культуры бесплатно и в такое время, когда обычно залы закрыты. Предполагается, что 120 городских музейно-выставочных комплекса посетят около 250 тысяч гостей. О ночной программе Государственного центра современного искусства – в материале Тамары Ляленковой.

Тамара Ляленкова: "Ночь в музее" традиционно проводится по всему миру. Россия впервые присоединилась к ней в 2007 году, тогда в неурочное время были открыты около 20 музеев, и только Государственный музей Пушкина посетили несколько тысяч человек. В этом году в акции примут участие не только городские и федеральные музеи, а также "Винзавод" и "Гараж". Кроме того, что музеи будут работать допоздна и пускать всех желающих посетить экспозицию бесплатно, полуночных гостей ожидает особая программа. В Государственном центре современного искусства свой проект представит известный саксофонист Сергей Летов, и я попросила музыканта рассказать о нем подробнее.

Сергей Летов: Это будет показ даже, скажем, не фильма, а очень сильно покореженного фильма Вернера Херцога "Носферату. Вампир" с Клаусом Кински, Изабель Аджани. Покорежил его очень интересным образом Павел Лобазов: он выбросил звук и вырезал все диалоги из фильма Вернера Херцога, перемонтировал его, сократил в два раза. Получился вместо медитативного фильма настоящий экшен, но, правда, цветной немой фильм, современный, к которому я буду играть компьютерную музыку вживую при помощи контролера Bitstream 3X, лэптопа. Со мной на басовой домбре и баритон-саксофоне будет играть вологодский саксофонист Эдуард Сивков.

Тамара Ляленкова: Почему именно этот состав и почему вы играете электронную музыку?

Сергей Летов: Почему ее я, саксофонист, играю? Потому что мне интересно. Во-первых, я в прошлом инженер, я занимался космической техникой, нашим шаттлом "Буран", мне интересно попробовать себя в этой области. Это один из первых проектов, где я играю чисто электронную музыку.

Тамара Ляленкова: Это будет чье-то сочинение?

Сергей Летов: Это с его стороны импровизация, с моей стороны - в значительной степени тоже импровизация, потому что на электронных инструментах вполне можно импровизировать.

Тамара Ляленкова: Степень сосредоточенности позволяет, работая с электронным носителем, что-то фантазировать еще?

Сергей Летов: Да, конечно. Я выбираю, какие семплы запускать, как, как их обрабатывать. А midi-контролер позволяет мне обращаться в реальном времени к различным электронным параметрам, трансформировать и скорость проигрывания семпла и какие семплы звучат одновременно, и как, и как они в стерео, скорость проигрывания, замедлятся, ускоряться, звучать одновременно, менять темп. То есть на самом деле, работая с семплами, можно достаточно активно, энергично вмешиваться в то, что записано.

Тамара Ляленкова: О мультимедийном проекте, который состоится в Государственном центре современного искусства, рассказывает автор, саксофонист Сергей Летов.

Сергей Летов: Для человека, который слышит первый раз, это будет абсолютно новое. Для тех, кто слушает второй раз, это будет новая интерпретация.

Тамара Ляленкова: Интерес музыканта к картинке - это связано с тем, что так зрителю интереснее или это собственная потребность визуализации или какого-то партнерства?

Сергей Летов: Мне кажется, самое интересное искусство возникает тогда, когда сложная задача, потому что задача не только создать какую-то интересную музыку, но и успеть... тот видеоряд, который на самом деле в немых фильмах меняется чрезвычайно быстро. Здесь нужно очень быстро успеть, поменять, и все это должно быть эмоционально.

Тамара Ляленкова: Есть разница импровизационная, если это касается компьютера, электронной музыки и живого звука?

Сергей Летов: Я стараюсь достичь такого же состояния. Конечно, мне кажется, что пока, оперируя саксофоном, я быстрее. Но, с другой стороны, в саксофоне у меня больше штампов - я знаю, что я успею, я сыграю, я придумаю, а с электроникой очень много проблем, пока и я еще не чувствую себя так свободно, и поэтому задача мне кажется сложнее и мне интереснее поэтому.

Тамара Ляленкова: А качество вашего личного переживания при этом?

Сергей Летов: Самое высшее состояние импровизации - когда ты как бы со стороны смотришь на все происходящее, играешь и за зрителя, и за слушателя, и за участника, и за режиссера. Это самое высокое состояние. Собственно говоря, задача артиста, мне кажется, достичь этого состояния очень высокой субъективности и объективности, когда мир находится внутри тебя, не ты в нем какая-то пешка, а он внутри тебя и ты им управляешь. Вот попытаться достичь этого состояния, мне кажется, это самое важное. А это происходит именно, когда очень сложная, тяжелая задача.

Тамара Ляленкова: Увидеть мультимедийный проект известного саксофониста Сергея Летова и послушать его новые композиции можно будет в Государственном центре современного искусства, в музейную ночь, в зале №13.
XS
SM
MD
LG