Ссылки для упрощенного доступа

Президент на выжженной земле


Даля Грибаускайте не участвует в партийной деятельности с 1989 года
Даля Грибаускайте не участвует в партийной деятельности с 1989 года
Даля Грибаускайте стала первой женщиной на посту президента Литвы. 68,17 процента голосов - это неожиданно высокая поддержка избирателей. В интервью Радио Свобода литовский политолог Аудрюс Бачюлис объясняет этот небывалый для независимой Литвы успех:

- Не было какой-то одной причины, почему люди так единогласно голосовали за Далю Грибаускайте. Кому-то нравилось то, что она еврокомиссар, кому-то нравилась ее довольно жесткая манера управления, кому-то - тот факт, что она экономист и финансист, а в кризисное время это весьма полезные свойства. Кому-то понравилось то, что она женщина. Много было слагаемых ее успеха, хотя, я думаю, самым главным является то, что за последние 10 лет на литовской политической сцене произошло такое истребление всех желающих стать лидерами, что когда на эту выжженную землю пришла Даля Грибаускайте, до этого не участвовавшая в разных политических играх, она оказалась буквально единственным кандидатом с двумя руками, двумя ногами, да еще к тому же с головой.

- Почему так произошло?

- Как говорится, в тени дуба деревья плохо растут. В литовской политике было два дуба - Ландсбергис и Бразаускас, и пока они не освободили политическую арену, возможности вырасти новым, сильным лидерам практически не было.

- Новый глава государства будет внепартийным президентом?

- Так по конституции положено. Но, что самое интересное, Даля Грибаускайте действительно была беспартийным кандидатом, потому что с 1989 года она практически ни в какой партийной деятельности не участвовала.

- Президент Адамкус был довольно сильной личностью и довольно ярким политиком. Его можно даже присоединить к тому дуэту, который вы упомянули. Какое наследство он оставляет новой главе государства?

- Довольно-таки сложное. Потому что в последнее время Валдис Адамкус уже с трудом управлялся с политикой, в особенности с внутренней. Во внешней политике он, правда, был довольно активным, это было особенно видно во время русско-грузинской войны. Но надо учесть, что Даля Грибаускайте категорически раскритиковала всю нынешнюю внешнюю политику Литвы. Она еще пару лет назад очень жестко заявила, что проблемой Литвы является то, что во внешней политике она дружит "с разными нищими" вместо того, чтобы наводить мосты дружбы с европейскими странами. Тут, в Вильнюсе, никто не сомневается, что перемены литовской внешнеполитической линии будут очень сильными. То есть, каким бы ни было наследие Адамкуса, Даля Грибаускайте это не воспринимает как стоящее наследие. Во внутриполитической жизни, конечно, ей будет немножко легче, потому что демократическая система в Литве все-таки функционирует. Даже сама победа Грибаускайте показала: в последнее время весьма популярные разговоры политических обозревателей, что, дескать, в Литве действует олигархическая система, являются только мифологемой, ибо Грибаускайте победила вопреки желаниям тех, кого у нас любят называть олигархами. А если олигарх не способен провести своего президента, то он уже не олигарх, а вывеска.

- Вы сказали, что изменятся векторы внешней политики страны. Понятно, что главный вектор развития, конечно, будет европейским. Чего ждать сейчас от Вильнюса Москве?

- Следует ожидать улучшения отношений. Вообще уже сам приход консерваторов к власти прошлой осенью ознаменовал изменения литовской политики по отношению к России в лучшую сторону. Это еще один миф, что, дескать, правые ухудшают отношения с Россией. Было с точностью наоборот, все главные прорывы в литовско-российских отношениях произошли именно при власти консерваторов. И то, что сейчас приходит Даля Грибаускайте, которая будет управлять внешней политикой, как и положено по конституции, наводит на мысль, что изменения будут к лучшему.

Первое после победы на выборах интервью на русском языке Даля Грибаускайте дала Радио Свобода.
XS
SM
MD
LG